Правда, Лазарев был необычным героем-любовником. Не таким, как прочие. Нестандартным – вот самое верное слово. При идеальной внешности, высоком росте, бешеном обаянии, в нем всегда чувствовался какой-то надлом, который и не позволял аккуратно вписать его в ряд актеров-красавцев. Чувствовалось нечто большее, чем просто сумма вышеназванных качеств. А все большее в советской идеологии считалось неправильным, так что Лазарев автоматически превратился в героя-любовника со знаком "минус". Он мог бы стать одним из этой плеяды –
Тихонов,
Козаков,
Баталов… Но не стал. С одной стороны, по причине того же надлома, который заметнее всего проявился в главном фильме Лазарева
Еще раз про любовь, с другой – потому что опоздал. Расцвет творческих сил актера совпал с концом его эпохи, и ему не оставалось ничего иного, кроме как похоронить ее.
Его Электрон Евдокимов из картины
Еще раз про любовь – роль героя времени, которую Лазарев сыграл уже на излете этого самого времени, в год ввода танков в Чехословакию и выхода на экраны
Бриллиантовой руки. Сейчас в фильме
Георгия Натансона можно усмотреть иронию (не всегда добрую) по отношению к шестидесятничеству, а в сцене выступления поэта в ресторане как будто пародируются Окуджава и Вознесенский из
Заставы Ильича. Да и сам герой-победитель, физик и лирик Электрон – скорее, уже финальный извод этого героя времени. Его сложно представить среди персонажей
Девяти дней одного года, в их мире он был бы как раз отрицательным героем. Электрон Евдокимов был героем переходного времени – кризиса всех надежд, не зря режиссер Натансон собирался снимать в этой роли главного героя следующего десятилетия – Владимира Высоцкого.
Мало кто помнит о той второй жизни, которую подарила Александру Лазареву группа "Нож для фрау Мюллер", вставившая в качестве сэмпла в свою самую знаменитую композицию "Лучшая девушка в СССР" его голос, произносящий эту самую фразу из картины
Еще раз про любовь. Показательно, что Лазарев попал туда, где были все боги советского актерского Олимпа, незаметно для всех, с черного хода, Примерно так же, как он делал все остальное.