Насколько я понимаю, нечто подобное произошло и со Средней школой - изначально школа была довольна, тем как ее изобразили в фильме.
Верно. Когда я показал фильм директору и учителям, он всем понравился. Затем пошли рецензии, резко критикующие школу. Директор продолжал поддерживать фильм, а учителя обернулись против него.
Военные позволили вам снять о них несколько фильмов. Так что, полагаю, результат их не сильно огорчал.
Мне пришлось согласиться показывать все военные фильмы в Пентагоне, перед тем как выпускать их в массы, чтобы там проверили, не являются ли они угрозой национальной безопасности. Вот они - предрассудки системы национальной безопасности.
Я не думал, что чем-то рискую. К моменту съемок
Курса молодого бойца в 1970-ом базовую военную подготовку прошли порядка 40 миллионов человек – это с 1939 года. Сложно было представить, что первые восемь недель базовой подготовки имеют хоть какое-то отношение к национальной безопасности. Я сам проходил базовую подготовку в 1995-ом. И конечно, не было ничего секретного в том, как стрелять из M16.
Когда Курс молодого бойца показывали здесь, в Балтиморе, несколько месяцев тому назад, я смотрел его вместе с антропологом, который проводил исследование в военном городке. Я спросил его, что он думает о фильме. Он сказал, ему понравилось, но не нашел фильм "шокирующим". Мне показалось интересным, что он почувствовал, будто его подготавливают к шоку. Вы сами хотели, чтобы картина шокировала?
Нет. Интересно. Можно сказать, что самое шокирующее в
Курсе молодого бойца - это то, с какой легкостью гражданское население превращается в солдат, готовых убивать, находясь на службе у государства. Это форма образования, и армия весьма успешно ее предоставляет. И большинство людей добровольно в этом участвуют.
На ранних стадиях карьеры вы говорили, что центральной темой для вас является зазор между заявленными целями учреждений и их реальными действиями. Это по-прежнему так?
Существует разница между тем, что мы делаем и тем, как мы об этом говорим – между идеологией и практикой. И этот зазор весьма характерен, не только для тех, о ком я снимаю кино, но и для всех нас. Во всяком случае, для тех из нас, кто не дотягивает до идеала.
Эта тема прослеживается в ряде фильмов. В
Средней школе завуч по воспитательной работе постоянно говорит о том, что требуется для того, чтобы стать "мужчиной": покорно принимать наказание, делать, что тебе велят, и т.д. Это ценностное утверждение. В фильме оно может быть представлено в комическом свете, но это абстрактное выражение того, что думает завуч по воспитательной работе о том, как должны вести себя люди. Далее можно сопоставить то, как ведут себя ученики относительно этих ценностей, и как ведет себя завуч относительно тех же ценностей.
Многие ваши документальные фильмы, особенно о государственных учреждениях, исследуют проявление власти в нашей жизни. Если посмотреть эти фильмы один за другим, можно ли выделить некие повторяющиеся наблюдения о власти и о свободе?
Я против подобного обобщения, потому что, во-первых, я в этом не очень силен. Во-вторых, мой опыт в кино заставляет меня подвергать сомнению любое общее утверждение.
Это скорее мое слабое место, но я не способен к обобщениям относительно применения власти. Великий афоризм Лорда Актона, хорош, как и любой другой: "Всякая власть развращает; абсолютная власть развращает абсолютно".