Как уже говорилось, государство не проявило постоянной и сильной заинтересованности в проекте. Некое финансирование было – как и у другого анимационного кино, однако было оно скудным и нестабильным. Режиссеры и другие работники студии получали довольно жалкие зарплаты, госденьги то и дело задерживались из-за очередных внутренних перестановок в Министерстве культуры, а главное - скромным финансированием госучастие в проекте совершенно исчерпывалось.
При этом стоило аниматорам пожаловаться на эту ситуацию, и они получали оборотную сторону жизни в России.Со всех сторон раздавались оскорбительны реплики на тему паразитарного существования и желания получить на халяву госденьги. Эти обвинения от благодарных зрителей неизменно подкреплялись очень категорическими заявлениями о том, что НИГДЕ В МИРЕ аниматоры не получают госденег. Что попросту неправда, поскольку во многих странах в той или иной форме существует государственная или общественная поддержка анимационного кино. При этом зачастую поддержка не ограничивается прямым финансированием – в процессах участвуют ТВ-каналы, специально создаваемые дистрибьютерские и пропагандитские структуры.
Однако мы живем не в этих странах, а в России. Поэтому государство может давать деньги на анимацию, а государственные каналы в то же самое время могут отказываться ее транслировать; поэтому сами деньги могут даваться через пень колоду и без какого-либо обоснования и понимания, какие проекты финансируются и для чего; поэтому масштабный проект, профинансированный государством, может оказаться практически недоступен для жителей страны (если не считать интернет формой доступности); поэтому в момент, когда студия "Пилот" оказывается на грани катастрофы, госканалы могут праздновать ее 20-летие и наотрез отказываться говорить о проблемах (даже не скрывая политического обоснования такого решения: "Тогда бы нам пришлось сказать, что государство – ненадежный партнер и плохо поддерживает студию"). И, наконец, в какой-то момент, как это и случилось с "Пилотом", студия может получить отказ в дальнейшем финансировании – такой же необоснованный и странный, как и все, что происходит вокруг
Горы самоцветов".
Фрагмент фильма Злыдни
В общем, работая на "Пилоте" очень сложно питать какие-либо иллюзии относительно России с ее гербом и флагом. И сегодня то, что когда-то могло восприниматься как "конъюнктура" или даже "подхалимаж", кажется… волшебной сказкой про чудесную страну, где все могло бы быть иначе.
Что до перспектив - руководство студии пока не опустило рук и в этом году планирует еще раз попытаться подать заявку на госфинансирование. Конкурс начинается со дня на день, режиссеры готовят к нему сценарии и иллюстрации, студия – документы, и буквально через несколько месяцев на сайте zakupki.gov.ru можно будет найти информацию о результатах этих усилий.
Но уже ясно: даже если все закончится хорошо, даже если
Гора продолжится, что-то несомненно уже ушло из проекта. Возможно, посторонние люди еще смогут услышать в заставке нотки национальной гордости, но для тех, кто знает о злоключениях
Самоцветов, слоган "Мы живем в России" будет звучать теперь вовсе не радостно, а скорее горько и иронично.