Меж двух огней
На
Гору самоцветов общество реагировало по-разному. Очень много звучало (и звучит по сей день) восторгов по поводу проекта. Однако достаточно было и критики.
Отчасти скепсис рождался из-за промежуточного положения
Горы, которая оказалась где-то между сериалами и фестивальной анимацией. Из тех, кто оценивал эпизоды, как фестивальное кино, некоторые отмечали, что по-настоящему хороших и стоящих фильмов всего несколько, а остальные – слишком усреднены и лишены яркого авторского начала. Другие, кто смотрел на проект как на сериал, говорили, что он, напротив, слишком артхаусный, недостаточно зрелищный, не вполне современен и для сегодняшних детей никогда не станет интереснее (или хотя бы столь же интересным), как американское кино.
И тот, и другой взгляд на
Гору принципиально не верны. Беда
Горы вовсе не в том, что она недостаточно сериальна или недостаточно фестивальна, а в том, что возникла она на выжженном поле, в стране, где очень слабо развито и фестивальное, и сериальное кино. Так, например, фестивальный успех
Горы стал неожиданным даже для создателей.
"Когда я ехал с этими фильмами на Суздаль, - рассказывает режиссер Сергей Гордеев, –
в памяти были свежи воспоминания о фестивале 1997-го года, когда между собой соревновались Русалка Александра Петров, Рождество Михаила Алдашина и Большая миграция Юрия Черенкова. И, конечно, когда представляешь такую конъюнктуру и везешь на фестиваль Гору самоцветов, то не думаешь, что к ней отнесутся серьезно. И даже понять не можешь потока восторгов. А потом смотришь программу – ну да, остальное еще хуже. И тут вспоминается фраза Тарковского, который говорил: "Я делаю, в общем-то, плохие фильмы. Дело не во мне. Дело в том, что все остальные делают еще хуже". От Тарковского эту фразу слышать, конечно, странно. А тут действительно – ровно такая ситуация и есть. Я сам к "Горе" отношусь очень спокойно и вижу в фильмах, в том числе в своих, много недостатков".
Не только фестивальным кино, но и сериалами страна не богата. Получается, что широкий зритель пытался за счет
Горы компенсировать нехватку зрительской продукции. И не всегда успешно. Конечно, дети смотрят
Гору с любопытством и интересом, что подтверждают, например, опросы "Большого фестиваля мультфильмов". Нравится
Гора и многим родителям, как нечто явно безопасное, национальное и вполне при этом развлекательное. И случаются даже истории влюбленности в
Гору - известны случаи, когда дети пересматривают эпизоды по тысяче раз, знают их наизусть и потом самостоятельно учатся читать и писать, сопоставляя выученные тексты с книжками, выпущенными по сериалу.
И все же в популярности
Гора уступает не только некоторым американским, японским или итальянским сериалам, но также и
Смешарикам или
Лунтику. И это нормально, поскольку
Гора и не является сериалом в обычном смысле. У нее другие цели, куда более скромные возможности по продвижению, да и вообще в основе этого проекта не лежит идеи о коммерческой выгоде, каковая становится базой почти для любого сериального продукта.
По своей форме
Гора - проект почти уникальный. В мире существует не так уж много аналогов – старый венгерский сериал по народным сказкам (
Венгерские сказки), несколько английских ТВ-проектов, инициированных BBC (
Opera Vox,
Shakespeare: The animated Tales,
Сказки народов мира и библейский цикл), французские проекты по сказкам Киплинга (
Just so stories) и по оперным ариям (
L'Opera Imaginaire) и несколько других. Еще несколько подобных альманахов (не таких масштабных, как
Гора, но сходных по задачам) существует в пространстве постсоветской анимации (
Русская классика детям,
Сказки старого пианино,
Колыбельные мира). Все эти проекты балансируют на грани авторского и заказного кино, предлагая маленькому зрителю одновременно познавательное, развлекательное и художественное зрелище. Задача у таких кино-мероприятий в целом общая – создать достойное в художественном и содержательном плане развивающее детское кино. Именно воспитательные и образовательные задачи выходят в таких проектах на первый план, и именно с этой позиции нужно их судить и оценивать.
Мультфильм, который больше, чем мультфильм
Если смотреть на
Гору именно как на воспитательный и развивающий проект, то очевидным становится высочайшее качество этого сериала.
Его воспитательная составляющая связана, в первую очередь, с идеями толерантности. При этом толерантность прививается ребенку довольно необычным образом. Если большинство программ по воспитанию толерантности пытаются объяснить, что не нужно ненавидеть других, поскольку они такие же люди, то
Гора как бы и не предполагает, что ненависть может возникнуть. Здесь зрителю предложено заинтересоваться, восхититься, увлечься другой культурой, увидеть в другом именно другое, и увидеть это другое, как нечто очень интересное, прекрасное, даже волшебное. В результате, благодаря проекту, у ребенка может изначально формироваться культурная система ассоциаций, в которой при упоминании той или иной национальности возникает не лицо случайно встреченного хама, а набор художественных образов из традиционного искусства данного народа.