
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
31 марта 2011
Мария Терещенко
Как это ни печально, самый амбициозный и, одновременно, эстетически состоявшийся российский анимационный проект не будет иметь продолжения. Мария Терещенко и создатели цикла Гора самоцветов рассказывают о коллективной работе, которая неизбежно войдет важной главой в летопись отечественной анимации. Синематека представляет вашему вниманию первую часть статьи.
Вместо предисловия
Юрий Норштейн о проекте "Гора самоцветов" и государственной политике:
 Когда-то Саша (Александр Татарский, основатель и руководитель студии "Пилот" - прим. ред.) пришел в студию, сел на диван, расположился удобно и начал рассказывать про Гору самоцветов. Я сказал: "Саша, это будет лучший проект в мультипликации за последние годы". И еще сказал: "Это проект на уровне правительства, вам должны отсыпать деньги лопатой".
Я действительно считаю, что получился самый мощный проект из всех, которые запускались за последние 15 лет. Но по поводу правительства я ошибся. Деньги никто не давал. Из этого правительства, из этой страны деньги надо было вытягивать – на проект, в котором страна нуждается. Меня просто потрясало, когда Саша рассказывал, что он ходит и выбивает деньги… Значит, получается, что стране вообще ничего не нужно, кроме нефтяной трубы?
Неужели они думают, идиоты, что с помощью этой нефтяной трубы могут поддерживать интеллект, мысль, что-то художественное? Ничего не возникнет само собой. Нефтяная труба – это только денежные средства, которые должны служить развитию художественной мысли, творчества, искусства, чувству понимания другого человека, чувству сострадания – всему тому, что делает человека человеком.
Когда мне Саша рассказывал, как он вытягивает деньги, как он буквально выколачивает деньги из этого, вообще-то говоря, пыльного матраса, я удивлялся. Незадолго до смерти он рассказывал, что был у Кобзона, показывал в думе, заходил в правительство, и все ему обещали, и Миронов, и другие, все говорили "ДА!" Но в итоге не было никакого "да". Саша умер, после этого дали еще немного денег, и опять все замерло.
И после этого я думаю, что действительно, наверное, стране не нужна мультипликация. Им нужна эта, простите, х-ня в Петербурге. Эта вертикаль. Они, очевидно, испытывают какие-то комплексы, и им нужен фаллический символ этого их "Газпрома".
Это оскорбительно для творческих людей. В конце концов, творческая жизнь иссякает, как и вообще жизнь. Но я другой такой страны не знаю, где бы так истребляли творческую энергию.
Что может кормить эту страну? Конечно, нужно сеять хлеб и производить продукты материального потребления. Но что делает нашу страну страной? Восхищение, культура, чувство сострадания. Если этого нет, то ничего из страны не получится. Останется один Филипп Киркоров со своим "Зайка моя".
Такая печальная и трагическая история. У меня ощущение, что стране не нужно искусство, что 19-й век, как и все предыдущие века, напрасно трудились в искусстве. Христианство как философия тоже не нужно, поскольку в христианстве заложены самые простые истины, и они настолько просты, что их не воспринимают всерьез. Как все простое. Кажется, что истина где-то там, где все сложнее.
Получается, что стране ничего не нужно. Все истребляется во имя денег. Но дальше что? Предположительно, все эти люди получают все свои деньги… а чем они будут жить? Это ведь будет сумасшедший дом - психически ненормальные люди, которые не способны будут общаться ни друг с другом, ни с миром, поскольку связи-то потеряны, а эти связи устанавливает только искусство. Вот такая беда.
И я могу только еще раз удивиться, что такое грандиозное явление, как Гора самоцветов оказалось не нужно в стране.
Начало – половина дела
Гору самоцветов называют то сериалом, то альманахом, то сборником, то расплывчато "проектом", поскольку действительно сложно определить жанровую форму этого многочасового анимационного действия. Сегодня в Горе уже 53 эпизода – 13-минутных мультфильма - по сказкам народов России. Каждая часть состоит из полутораминутной пластилиновой заставки, рассказывающей про какую-то народность или некий край, откуда произошла сказа, и, собственно, самой анимационной сказки.
Появилась Гора в начале 2000-х на студии "Пилот", и связана она с именем Александра Татарского. Татарский всегда мечтал о большой кинокомпании и амбициозных проектах, которые могли бы изменить облик нашей анимации и собрать большую команду творческих людей.
В 1990-х осуществить этот план было невозможно. Как и вся страна, анимация находилась в сложном положении: кинорынок оказался заполнен зарубежной продукцией, инвесторов, заинтересованных в долгосрочных проектах не было, а госфинансирование получали тогда только государственные студии (например, "Союзмультфильм" и Свердловская киностудия).
Ситуация изменилась в самом конце 1990-х, когда в обществе возникла потребность в консолидации, в возрождении и поддержании национальной культуры, а возможность получать государственную поддержку распространилась и на независимые студии – при том условии, что они предлагают интересный для общества проект.
Именно тогда у Татарского возникла идея альманаха по сказкам народов России, которая восходит корнями к раннему детству режиссера. "В детстве у Александра Михайловича была книжка сказок народов СССР "Гора самоцветов", - рассказывает вдова режиссера Алина Татарская. - Он ее сохранил, а сейчас она хранится у меня. Эту книгу ему читала мама, когда ему было лет 5-6. Это было в Евпатории, куда они ездили отдыхать на лето. И, как рассказывал Татарский, он знал, что живет в Киеве, на улице Кирова, знал, что живет в СССР, что это большая страна, где есть много интересных людей, обычаев, имен".
|
|
|