Большие деньги и вечные ценности
Совсем иначе выглядят фильмы, предназначенные для широкого зрителя. Тут и музыкальный клип
Икра (реж. Харитон Климов) про увеличенные груди и раздутые ценности. И
Серый человек Андрея Бахурина, рассказывающий про девочку, которую всю жизнь преследует тень-защитник. И анекдот
Техподдержка реальности (реж. Сергей Орлов), очаровательно обыгрывающий глупость компьютерных пользователей. И чудесная сказка
Оська-святой (реж. Наталья Мальгина), в которой мальчик стремится вслед за своим отцом стать святым и ради этого 20 лет служит у злобной мегеры в аптеке. И история любви в стиле Ивана Максимова –
Штормовое предупреждение (реж. Александра Шадрина).
Оська-святой, реж. Наталья Мальгина
От этих милых, бескорыстно зрительских фильмов отличается то зрительское кино, на котором авторы надеются заработать деньги. То есть сериалы. В этом году появился целый десяток новых проектов, часть из которых имеет хорошие шансы на успех. Возможно, зрителей заинтересуют образовательные циклы для детей: "Пинкод" от проекта "Смешарики", уже стартовавшие в телевизоре "Фиксики" (маленькие существа объясняют, как устроены привычные предметы – будильник, CD-диск, пылесос), "Новаторы" (здесь речь идет о разных физических явлениях, например, о том, как вырабатывается конденсат). А, возможно, придутся по душе современным детям и сюжетные сериалы – например,
Везуха, рассказывающая об обычной детской жизни в современном мире, или фантастическая
Тайна Суховой башни, предлагающая приключения в мире вымышленном.

Полная противоположность коммерческим работам – это фильмы, отстаивающие доброе и вечное. Иногда – национальные и православные.
Александр Невский. Победа над смертью (реж. Игорь Машуков) пугает зрителей ужасами ада и воспевает святость Александра,
Пересвет и Ослябя (реж. Станислав Подивилов) воспитывают в маленьком зрителе православный патриотизм,
Встреча (реж. Наталья Федченко) трогательно рассказывает о чудотворной иконе.
Более тонко вечные ценности преподносятся в нерелигиозных работах, которые как бы и не нравоучительны вовсе, однако несомненно послужат к воспитанию своих зрителей. Это и
Шатало Алексея Демина, и
Метель Марии Муат, и
Приливы туда-сюда Ивана Максимова (обо всех этих фильмах уже шла речь на
Синематеке).
Но конечно, не обошелся суздальский конкурс и без халтуры. Учитывая наличие государственного финансирования, было бы странно, если бы никто не злоупотребил дармовыми деньгами, и такие фильмы тоже сразу видны, поскольку сделаны они без какого-либо намека на мысль художественную или литературную. Хороший тому пример сериал-цикл
Снова двое.
Сто цветов в нефритовой вазе
Добавим к этому студенческие работы и дебюты, которые создаются, чтобы стать визитной карточкой автора и своеобразным пропуском в мир анимации. Чуть-чуть рекламы и видеоклипов, а также большой блок белорусской анимации – и получится довольно разнообразная, даже пестрая картина, какую раньше вряд ли можно было обнаружить на Суздальском фестивале.
При желании практически любой зритель подберет себе что-нибудь по вкусу. Хотите востока – получите
Древо желаний Станислава Метельского; новые "ежики в тумане" нужны – будет вам
Бах Антона Дьякова; детективы любите – есть сериал
Бульдог и Шорти от студии "Пилот"; о войне интересно – посмотрите
Страницы страха Дины Великовской; фантастикой увлекаетесь – найдется пилотный эпизод сериала
Космические археологи; ну а если нравится трэш, так цикл
Дорожные истории как раз это оно и есть.
Древо желаний, реж. Станислав Метельский
Конечно, если оценивать Суздальский конкурс в масштабах страны, то всего названного мало и далеко не во всех амплуа наша анимация научилась работать качественно. Но количество и даже качество – дело наживное. Главное, от суздальского смотра 2011-го года остается ощущение, что наши аниматоры сделали шаг навстречу зрителю. Не то чтобы именно широкому зрителю. Скорее, каждый стал пытаться найти своего зрителя – широкого или узкого, умного или глупого, веселого или серьезного. Теперь дело за зрителем. Насколько ему нужна наша анимация, покажет время. Благо познакомиться с ней становится все проще: многие фильмы Суздаля уже выложены в Интернет, другие можно будет в ближайшее время увидеть на череде московских (и не только) постсуздальских показов.