Тогда же Кёртис Хэнсон обратился к знаменитому роману выдающегося писателя Джеймса Эллроя "Секреты Лос-Анджелеса". Для Эллроя параноидальные 50-е, "нуары" и криминальные книги той поры всегда были объектом вдохновения. И в романе он развернул внушительную панораму преступного сговора гангстеров, коррумпированной полиции, политиков, журналистов и голливудских деятелей. Хэнсон книгу сильно упростил, сосредоточившись лишь на внешней стилизации под классические полицейские "нуары". Нечто подобное проделал и
Тони Скотт. Его
Враг государства (1998) создавался как дань уважения конспирологическим триллерам 70-х. Но для Скотта в фильме об охоте на человека, который случайно пересёк дорогу высокопоставленным заговорщикам, важнее были динамичное развитие сюжета и непрерывное действие. Поэтому сам заговор остался только элементом сюжета. При этом
Секреты Лос-Анджелеса и
Враг государства, по-моему, остаются лучшими фильмами Хэнсона и Скотта. Видимо, стилизации под классику – их творческий потолок.
Через десять лет после главного конспирологического фильм, то есть
Дж.Ф.Кей, тема заговоров вновь стала очень популярной. Теракты 11 сентября и последовавшие за ними военные операции в Афганистане и Ираке в той или иной степени напомнили разом о 40-х, 50-х и 70-х. Боевые действия за пределами США, страх перед действиями вражеских агентов на территории страны и недовольство действиями правительства – всё это актуальные для современной Америки темы. И кинематографу надо их отражать. Вот только Голливуд на сей раз оказался в творческом тупике. Возвращаться к прямой пропаганде не представляется возможным, так среди кинематографистов преобладают либеральные настроения, помноженные на коммерческие интересы. То есть снимать о заговорах, по идее, выгодно, но снимать надо так, чтобы никого не обидеть и не потерять потенциальных зрителей. В результате фильмов о заговорщиков много, а отметить практически нечего.
Вот и получается, что злодеями оказываются неясные корпорации (как в слабом римейке
Маньчжурского кандидата Джонатана Демми 2004 года) или свои собственные правительственные агентства (самые недавние примеры – фильмы 2010 года
Не брать живым Пола Гринграсса или
Игра без правил Дага Лаймэна).

Даже в экранизациях Ладлэма (трилогия о Борне тех же Лаймэна и
Гринграсса 2002-2007 года) упор сделан на противостоянии главного героя, в первую очередь, "темным силам" внутри ЦРУ. Явная связь экстремизма и религии вкупе с упорным нежеланием Голливуда избегать прямой конфронтации с агрессивными исламистами привела к популярности посредственных экранизаций посредственных же романов Дэна Брауна (
Код да Винчи 2006 и
Ангелы и демоны 2009 Рона Хауарда), где заговоры вращаются вокруг христианской церкви. Ну, а в последнее время появилось много кинокомиксов, хотя и там заговорщики представляют преимущественно американские спецслужбы, бизнес или политику (
Лузеры Сильвена Уайта или
РЭД Роберта Швентке, оба 2010 года). Даже обращение к некогда безотказным восточноевропейским агентам дает скорее комиксовый и неестественный результат (
Солт Филиппа Нойса 2010 года).
Заком Снайдером была предпинята амбициозная попытка совместить конспирологическую мифологию и мифологию супергероев на основе знаменитого комикса Элана Мура, но она себя не оправдала:
Хранители (2009) стали очередным заурядным блокбастером.
Чтобы совсем уж не впадать в пессимизм некоторые интересные мне работы двухтысячных я всё же отмечу. Самой точной издёвкой над конспирологами стала серия
Южного парка Трея Паркера и Мэтта Стоуна
Загадка писсуара, датированная 2006 годом. Здесь авторы издеваются над сторонниками идеи "правительственного заговора 11 сентября" и предлагают "теорию заговора, чтобы покончить со всеми теориями заговора": за всеми разговорами о всесилии властей стоят сами правительственные службы, для которых образ коварных заговорщиков куда приятнее образа беспомощных неудачников (именно таковыми они и являются). А фильмы Дейвида Линча
Малхолланд Драйв (2002) и
Внутренняя империя (2006), хоть и оставляют логику за кадром, достоверно демонстрируют голливудскую паранойю и обозначают некие интригующе-загадочные силы, руководящие событиями на фабрике грёз.
Фабрике грёз вообще достаётся и от левых, и от правых, так что мрачные фантазии Линча действительно актуальны. Левые, несмотря на преобладание либералов в кинематографе, жалуются, что Голливудом продолжает править капиталистическая закулиса, заставляющая кинематографистов отвлекать внимание зрителей от подлинных виновников мировых бед. Правые уверяют, что Голливудом давно правит леволиберальная клика, создающая искусственный образ врага в облике исключительно белых мужчин гетеросексуальной ориентации и христианского вероисповедания. И так далее.
В общем, несмотря на крайне малое количество достойных конспирологических или параноидальных лент, полагаю, что недостатка в них мы испытывать не будем. Ещё писатель Томас Пинчон (большой, кстати, специалист по заговорам) замечал: либо мы считаем, что в жизни всё связано и обрекаем себя на паранойю, либо считаем, что всё случайно и отказываем жизни в смысле. Большинство предпочитает обрекать себя на паранойю.