Добротные ленты, напоминающие о бессмертной реплике Х.Л.Менкена: "Любое правительство есть заговор против достойного человека", но всё равно уступающие конспирологической классике 50-х. Может, привлечение звёзд уровня
Роберта Редфорда или
Уоррена Битти было лишним. Может, упор на схватки и погони в ущерб вниманию к параноидальной атмосфере. А, скорее всего – чрезмерная серьёзность авторов и их желание угодить либеральной интеллигенции. Постановщики шпионских фильмов прошлого не скрывали коммерческой направленности своих работ и не видели в том ничего дурного. Режиссёры же 70-х слишком часто старались выдать свои фильмы за нечто большее, чем просто умелое преобразование модных тем в зрелищное кино.
Дальше всех пошли, наверное,
Дейвид Миллер и
Фрэнсис Форд Коппола. Ветеран Миллер своим
Привести в исполнение (1973) выступил против официальной версии убийства президента Кеннеди и открыто обвинил в преступлении военных и правых политиков. Получилось небезынтересно, но талант актёров Роберта Райана и Бёрта Ланкастера сделал их вроде бы отрицательных персонажей-заговорщиков слишком уж обаятельными. Коппола же в
Разговоре (1974) сам неясный заговор оставляет на втором плане, но мастерски воссоздаёт охватывающее вовлечённого в прослушивание и подглядывание героя безумие. Поэтому я бы именно
Разговор назвал ключевым фильмом "конспирологических 70-х".
Заговоры, связанные с полётами в космос и НЛО, не просто так стали популярными к концу 70-х. Фантастика и более развлекательная продукция стала теснить наш поджанр. В неоконсервативные 80-е, когда большинство проблем казались американцам довольно далёкими, как во времени, так и в пространстве, любопытных конспирологических лент появилось немного. Правда, кинематографисты заинтересовались видными литературными специалистами по заговорам. Я имею в виду Роберта Ладлэма и Филипа К. Дика. По Ладлэму уже упоминавшийся Франкенхаймер сделал в Великобритании не очень удачную картину
Завещание Холкрофта (1985) о международном неонацистском заговоре, а великий
Сэм Пекинпа экранизировал
Уикэнд Остермана (1983). Наверное, это не шедевр "кровавого Сэма", но из поздних лент мастера "экшн" мне он представляется самым интересным. Рассказывая о впутанном в интриги спецслужб телеведущем, Пекинпа впечатляет как боевыми сценами, так и устрашающей дмонстрацией всепроникновения заговорщиков.
Что касается Филиппа Дика, то в вольной экранизации его рассказа "Из глубин памяти" нагромождение спецэффектов и национально-освободительная борьба марсианских мутантов оставили любимые писателем мотивы подменённой реальности и паранойи на втором плане. При этом фильм 1990 года
Вспомнить всё Пола Верхувена (речь о нём) остаётся едва ли не лучшей экранизацией фантаста.

1991-й подарил конспирологам идеальный фильм. Не лучший с художественной точки зрения (хотя технически он безукоризнен), но идеальный для достижения поставленных целей. Говорю о
Дж.Ф.Кей Оливера Стоуна. Стремительный и монтажно изощрённый поток фактов, домыслов, документальных и псевдодокументальных кадров – это образец киномонолога помешанного на заговорах человека, который стремится задавить своими изысканиями собеседника-зрителя. При этом не так уж и важно, где режиссёр прав, а где вводит зрителя в заблуждение, - исполнено всё Стоуном виртуозно. И некогда казавшийся очень смелым фильм Миллера
Привести в исполнение на этом фоне выглядит слишком скромным. А
Дж.Ф.Кей остаётся самой безумной и захватывающей картиной об убийстве Джона Кеннеди.
В 90-е
Стоун стал скорее объектом подтрунивания со стороны скептиков, чем законодателем мод. Но заговоры все же стали возвращаться на экраны большие, пусть и не без помощи экранов малых. Популярный сериал Криса Картера
Секретные материалы (1993-2002) предлагал довольно смехотворную (на мой взгляд) идею, что главной заботой правительства являются попытки скрыть от людей правду о контактах с инопланетянами. Создатели, надо отдать им должное, порой тоже пугались собственной чрезмерной серьёзности и разбавляли сериал эпизодами о маньяках или просто странных явлениях. Но исправно возвращались к главной, пусть и надуманной, проблеме. На ней же сосредоточились и в очень слабой киноверсии 1998 года режиссёра Роба Боумэна.
В 1997 вышел любопытный по замыслу проект
Люди в чёрном Бэрри Сонненфелда. Своего рода комедийный ответ
Секретным материалам предлагал взглянуть на правительственно-инопланетный заговор по утаиванию важных фактов со стороны самих заговорщиков. То есть тех самых загадочных "людей в чёрном". Замысел любопытный, но реализация разочаровывала, так как на выходе получилась заурядная фантастическая комедия (продолжение 2002 года положение не улучшило).