
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
19 ноября 2010
Виктор Зацепин
"Синематека" представляет вашему вниманию экспресс-гид по эпической ретроспективе нового и классического румынского кино.
Конкурс
реж. Дан Пица
Кино о том, как люди, знакомые по совместной работе, в лесу превращаются в натуральных людоедов. Кто-то увидит в этом фильме формальные эксперименты в духе Тарковского, а кто-то узнает всю правду о корпоративных тренингах на природе. Фильм особенно рекомендуется любителям кино о спортивном ориентировании ( Сайлент Хилл, Антихрист, Сталкер). Ко всему прочему фильм Пицы - раритет, который сегодня практически невозможно увидеть где-либо за пределами Румынии.
Трейлер фильма Конкурс
Смертельная опасность
реж. Наэ Каранфил
Каранфил – румынский собрат Формана и Брехта, почти неизвестный в России, и это действительно большое упущение - на родине его фильмы давно стали национальным достоянием. Работая преимущественно в труднейшем жанре dramedy, режиссер ухитряется не съехать на производство развесистой клюквы (к чему, например, крайне склонен его коллега и ровесник Раду Михайляну). В одном из недавних интервью Каранфил сказал: "В наши дни прервалась связь между европейским и американским кино, которая существовала в 70-е – вот почему голливудские фильмы становятся все глупее, а европейские все тяжелее смотреть". Его фильмы не глупы и не скучны, они стоят особняком, не вписываясь ни в артхаус как таковой, ни в румынский нью-вейв – именно поэтому смотреть их надо обязательно.
Сцена из фильма Смертельная опасность
Конечная – рай, Весы, Следственный эксперимент
реж. Лючиан Пинтилие
Свирепая сентиментальность, расхристанное веселье и неутолимая тяга к саморазрушению – характерные черты героев Лючиана Пинтилие. Примерно так же неистово любили, веселились и горевали персонажи кустурицевского Подполья. Герой фильма Конечная – рай приезжает за своей девушкой на танке. Героиня фильма Весы (которую сыграла главная румынская звезда 90-х Майя Моргенштерн) всюду таскает за собой банку "Нескафе" с прахом своего отца. Юные герои Следственного эксперимента громят курортный бар и сталкиваются с исправительной системой.
Фильмам Пинтилие свойственно "перестроечное" настроение и в то же время – крайний пессимизм. К финалу фильма режиссер, как правило, оставляет за собой вереницу трупов.
Кадр из фильма Конечная - рай, реж. Лючиан Пинтилие
Кадр из фильма Весы, реж. Лючиан Пинтилие
Кадр из фильма Следственный эксперимент, реж. Лючиан Пинтилие
Было или не было?
реж. Корнелиу Порумбою
Отмеченный многочисленными наградами в Канне, Копенгагене и Коттбусе, фильм Порумбою – юмористический взгляд румын на собственную провинциальность. В маленьком городке отмечают годовщину демократического переворота в стране и пытаются отыскать в истории собственного захолустья хоть какие-то следы революционных действий в тот самый день, 16 лет назад. Расследование ведется в прямом эфире местного телевидения. Кто-то из участников шоу отказывается от вопросов, потому что ему есть что скрывать, кто-то вспоминает, как им попеременно овладевали то страх, то отвага, ведущий нагнетает сенсацию. И только один гость студии, одинокий пенсионер, хранит полное спокойствие - он, задремав, то и дело всхрапывает или валится со стула. Вне всякого сомнения, зрители на сеансе не уснут, потому что фильм Порумбою – одна из лучших картин, сделанных в мире в "нулевые".
Кадр из фильма 12:08 к востоку от Бухареста, реж. Корнелиу Порумбою
|
|
|