У Аннеси есть ответ и на это. Как слон, заметивший критику Моськи, фестиваль благодушно готов признать свои ошибки - и устроить по случаю 50-летия спецпрограмму "Никто не совершенен", собрав знаменитые фильмы, в разные годы не прошедшие отбор. Однако такой кивок в сторону диссидентов (мол, посмотрите, не так уж много мы пропустили) на самом деле, никак не подтверждает качественности программы фестиваля. В первую очередь потому, что сегодня вообще сложно определить критерии качества для анимационного короткометражного кино.
Опять же - в полном метре (и игровом, и анимационном) – дело обстоит куда проще, поскольку рейтинг фильма складывается из множества разноплановых составляющих, как то: фестивальные призы, международная критика, географическая широта проката, бокс-офисы, длительность жизни фильма. Для короткого метра практически все решают фестивали (поскольку ни зрителей, ни критики, ни бокс-офиса у коротких фильмов, считай, нет). А фестивальные решения далеки от совершенства. Даже на скромный фестиваль вроде нашего КРОКа ежегодно присылают порядка 700 фильмов. Селекции крупных фестивалей насчитывают тысячи пунктов, которые отсматриваются за несколько дней селекционной комиссией, состоящей обычно из 3-5 человек. Естественно, в рамках такого отбора происходит довольно много и ошибок, и компромиссов, и проявлений откровенной вкусовщины.
Каждый фестиваль решает эту проблему по-своему. Так, знаменитый Оттавский фестиваль и фестиваль в Утрехте вовсе отказались от традиционной отборочной комиссии – в обоих случаях арт-директора смотров осуществляют селекцию самостоятельно, полагая, что это единственный способ добиться пресловутого качества. В определенном смысле этот опыт действительно успешен – по крайней мере, оба фестиваля имеют ярко выраженное лицо, и вполне понятные критерии отбора. Чего не скажешь об Аннеси. Каждый год конкурс предлагает совершенно новую концепцию анимации – в зависимости от участников селекции мультипликация предстает то иллюстрированной литературой, то потоком брутального экстрима, то серией арт-экспериментов, вообще довольно далеких от анимационных техник.
Случайно или нет, но нынешний конкурс был на редкость сбалансированным и даже образцово показательным: в нем так или иначе нашли отражение все значимые для анимации тенденции и направления. Главным критерием, кажется, была качественная драматургия. Большинство вошедших в конкурс работ были хорошо сконструированы и содержали внятный месседж. В конкурсе можно было увидеть широкий спектр социальных фильмов: от старомодного, чисто шестидесятнического моралите о загрязнении окружающей среды до странной антивоенной конструкции про сообщество боевых муравьев, в котором гибнут все, кроме одной краснозадой миролюбивой особи.
Из этого блока наибольший отклик в сердцах зрителей и жюри получил
Сердитый человек - норвежский фильм о насилии в семье, который стоило бы запустить по телевизору вместо рекламы "Стань ответственным родителем". Здесь маленький мальчик сталкивается со вспышками ярости огромного звереподобного отца, тоненькая мама становится буфером, а исповедником – черная собака. Наконец, все разрешается приходом настоящего короля, который берет отца на перевоспитание, после чего тот научается смирять свой гнев и вышивать крестиком (этот фильм, действительно очень достойный во всех смыслах, получил спецприз от жюри, награду от "Юнисефа" и первое место в рейтинге зрительских симпатий).
Сердитый человек, реж. Анита Килли