Фильм точно следует книге: сложный сюжет, построенный на отношениях трёх друзей, сводит воедино последствия психической травмы детства, размышления о воздаяние за содеянное и безнаказанности, бессмысленности самосуда, и всё это на фоне угнетающе однообразного существования в тех самых рабочих кварталах, вырваться из которых, кажется, невозможно. Очень сильная картина стала одной из самых заметных в 2003 году, но на вручении "Оскара" ожидаемо проиграла шумному
Властелину колец. Хорошо хоть актёры
Шон Пенн и
Тим Роббинс оказались отмечены наградами. Правда, на мой взгляд, лучшим в фильме был
Кевин Бейкон. Его погружающийся в депрессию полицейский детектив, ведущий дело, в котором задействованы друзья детства, сыгран актёром без лишней эффектности и очень точно. Отзывы прессы, кажется, превзошли успех
Непрощённого: "Редкий американский фильм, который достигает глубины подлинной трагедии" (Дана Стивенс), "Фильм не выходит из головы. Гипнотическая и завораживающая работа" (Питер Трэверс),
Таинственная река - мрачный взгляд на наше существование в новом тысячелетии… шедевр высшей пробы" (это, разумеется, Саррис).
После
Таинственной реки Иствуд снова взялся за экранизацию. На сей раз боксёрских рассказов Ф. Кс. Тула. Из отличного сборника "Ожоги от канатов" сценаристом Полом Хаггисом были переработаны два рассказа, так или иначе касающиеся связей наставников-подопечных, которые оказываются прочнее родственных. Рассказы соединились в великолепной
Малышке на миллион (2004), фильме, который, по-моему, вместе с
Подставой Роберта Уайза и
Разъярённым быком Мартина Скорсезе образует "большую тройку" фильмов о боксе. Основной в картине стала история пожилого и не очень удачливого тренера Фрэнки Данна (Иствуд) и амбициозной (хотя и не слишком, по спортивным меркам, молодой) женщины-боксёра Мэгги (
Хиллэри Суонк). Сцен на ринге в картине достаточно, но Иствуду важнее сосредоточиться на переживаниях своего внешне невозмутимого героя и его отношениях с заменившей ему дочь Мэгги. Такое точное соотношение спортивной и психологической драмы по праву можно считать очередным достижением Иствуда и в кои-то веки согласиться с Киноакадемией, наградившей
Малышку четырьмя "Оскарами".
Из актёров премии получили Морган Фримэн и Суонк.
Фримэн был великолепен в роли старого экс-боксёра, который привязывается к бестолковому юнцу с неоправданно завышенными амбициями. Блеснула, конечно, и
Суонк, точно передав трансформацию своей Мэгги из неуклюжей любительницы в спортсменку экстра-класса (даже пластика актрисы меняется по ходу фильма). Но зря обошли самого Иствуда. Без его игры фильм нельзя представить. Диалоги Данна-Иствуда с Эдди-Фримэном, его разговоры со священником или потрясающее взаимодействие с Мэгги-Суонк (Мэгги: "Ты похож на моего отца". Данн: "То есть твой отец был умным и красивым?") – незабываемые сцены, мастерски сыгранные актёром. Как и финальная часть
Малышки, когда Данну предстоит решить судьбу навечно парализованной Мэгги.
В 2006 Иствуд выпустил неожиданную военную дилогию
Флаги наших отцов/
Письма с Иводзимы. Неожиданную – потому что изначально речь шла только о
Флагах. Драма об одном из главных сражений Второй мировой между американскими и японскими войсками, кульминацией которой стал поднятый над горой Сурибачи флаг США. Фотография солдат, поднимающих флаг, стала символом победы американцев (хотя на самом деле на той фотографии была изображена смена уже поднятого флага, но в пропагандистских интересах об этом, конечно, не говорили). Тому, как сложились судьбы тех самых солдат с фотографии, и была посвящена книга Джеймса Брэдли и Рона Пауэрса "Флаги наших отцов".
По ходу работы над экранизацией у Иствуда появилось желание увидеть ту битву и "с другой стороны". Так появилась вторая часть дилогии, основанная на письмах генерала Тадамичи Курибаяши, руководившего японскими войсками. И "японская часть" получилась гораздо более сильной по воздействию и гораздо уверенней по режиссуре. Батальные сцены впечатляют в обоих картинах, но
Флаги кажутся чересчур сумбурными, а временные перемещения только сбивают с толку. Словно авторы не нашли точной интонации для объединения главных тем фильма: растерянности простых американцев, объявленных героями, разоблачения официозного патриотизма и рассказа о самом сражении. Напротив,
Письма очень чётко выстроены, а в желании показать объективную картину Иствуд не впадает в крайности: японцы не показаны кровожадными убийцами защитников демократии, но и не идеализированы. За преданность жестокой идеологии приходится расплачиваться даже обычным людям, которые допустили победу такой идеологии в своей стране.
Письма стали первым американским фильмом, показавшим события Второй мировой только глазами японских военных.
Последним ярким фильмом нашего героя пока остаётся
Подмена 2008 года. По визуальному ряду – мастерская стилизация под 20-е, по сюжету – напряжённая криминальная драма с элементами триллера, по затронутым темам – разоблачение полицейской коррупции и размышлении о целесообразности смертной казни. Но прежде всего – восхищение материнской любовью. Да, звезда
Анджелина Джоли слегка притупляет эффект своей не очень сильной игрой, но даже это не мешает Иствуду. Он создаёт такой гимн матерям и их смелости и преданности, что я только в недоумении развожу руками и не могу понять, почему
Подмену обошли кинопремиями.