
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
21 мая 2010
Алексей Гуськов
 Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни – логичное продолжение того направления, которое настойчиво держит таец Апичатпон Вирасетакун. Да-да, несмотря на всю его старательную абстрактность, развитие именно логичное, потому что за тем, как он реализует свое стремление быть чудны́м и стать еще чудне́е, вообще-то прослеживается четкая траектория. Ведет она если не в тупик, то уж точно к крутому повороту – дальше некуда. Но сегодня его сиятельная чушь, торчащая в блеклом конкурсе, как золотой храм Будды посреди саванны, была бы главным претендентом на "ветку". Если бы не Бертон.
Довольно-таки любопытно, что Вирасетакун не придумывает ничего принципиально нового, но вешает с каждым разом всё больше всяких занятных "рюшек". Он как придерживался деления фильма на две неравные части, из которых первая подлиннее и более-менее внятная, а вторая – совсем уже киноэмбиент, так и придерживается. Призраков, духов и прошлые жизни Вирасетакун и раньше поминал, но до сих как-то чурался активно использовать тематику, которая питает весь тайский мэйнстрим, включая комедии. Корни, видимо, тянут к земле, и в Дядюшке… духи становятся полноправными, видимыми и говорящими участниками сюжета. Вирасетакун, разумеется, перевернул все с ног на голову, добавил фирменного абсурда, и его фильм напоминает триллер еще меньше, чем прошлогодняя Нимфа Пен-Ека Ратанаруанга – другого признанного в Европе флагмана тайского авторского кино.
Дядюшка Бунми смертельно болен; к столу на веранде, где он ужинает с сестрой и племянником, учуяв скорую смерть, приходят духи жены и сына. Жена не очень удивительно выглядит – просто полупрозрачная и, по отзывам Бунми, холодная, но сын ("Зачем ты отрастил так много волос, сынок?" - хохот зала) явился в образе гориллы с неподвижной мордой и красными, немигающими глазами, которые страшно светятся в темноте, как у первого Терминатора. Сценарий фильма навеян книгой, в которой рассказывалось о способностях Бунми видеть прошлые жизни, но Вирасетакун, видимо, от первоисточника не оставил ничего, кроме имени персонажа (он еще и не главный герой здесь), а пришедших духов преспокойно (во всех отношениях) видят и родственники Бунми.
Фрагмент фильма "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни"
Через некоторое время, вдоволь наговорившись, все вместе отправятся через джунгли (привет эмбиентной части Тропической лихорадки) в сакральную пещеру, где Бунми испустит свой дух. Это не спойлер – те, кто видел хоть один фильм Вирасетакуна, знают, что вся суть у него содержится где-то в веточках, шелестящих на ветру, загадочных звуках, долго демонстрируемых внесюжетных быках и пр. – в настроении, в общем. Настроение здесь слегка необычное – с духами пришли гнетущие "гуделки" в фоне.
Поклонники не будут разочарованы, потому что фундамент ленты вполне привычный: болтовня, которая на уровне отдельных предложений вроде бы вменяемая, но на некотором удалении превращается в готовую клиническую картину; характерные затемнения, когда очевидно дневные съемки превращаются в бледносолнечные сумерки (при таком подходе в джунглях отлично смотрятся кустарные черные пятна духов-горилл с двумя грозными красными сигнальными огнями на уровне головы); использование фотографий (они смешные, похожи на кадры со съемок Планеты обезьян – ой, а Бертону и понравится может!); кончается всё ничем, как обычно. Может и еще какие-то общности можно найти, но я в этом экранизированном тесте Роршаха затрудняюсь разглядеть что-то, кроме пятен – фантазии не хватает.
Мне раньше казалось, что Вирасетакун в основном всерьез все это делает, но тут Остапа понесло галопом, и он в довесок к своим обычным "закидонам" кладет в корзину такую феерическую дичь, как, например, машина времени и секс с крупной рыбой (хм, опять Бертон). Все это страшно глупо, но, даже несмотря на ползучий темп, одновременно увлекательно – в какой-то момент начинаешь с интересом ждать, что он отчебучит дальше.
Посмотреть Дядюшку Бунми… – это как на блошиный рынок сходить: какую-нибудь бесполезную, но симпатичную вещицу в любом случае найдете. Например, тяжесть греха убийства коммунистов здесь походя приравнивается к тяжести греха убийства червячков и букашек. У вас тоже будет возможность откопать что-то свое: "ЛеопАрт" уже купил фильм для проката в РФ.
P.S. Подглядывал за написанием заметки в телевизор, где показывали фотосессию ключевых персон из Вне закона Рашида Бушареба (из-за обострившегося на взморье снобства я на него не пошёл), и вдруг понял, откуда берется дурная гигантоманская эпика - это когда режиссер-низкорослик вдруг дорывается до больших денег.
|
|
|