
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
9 июня 2010
Мария Терещенко
Анимация устаревает куда медленнее, чем игровой кинематограф, а поэтому среди любых списков "величайших мультфильмов всех времен и народов" преобладают обычно работы старые и очень старые. Так многие профессионалы включат в свои "топы" анима-дебют Эмиля Коля (Фантасмагория, 1908) или фильмы Владислава Старевича (Месть кинематографического оператора, 1912; Щенок-талисман, 1934). А вот картины последних 20 лет куда реже попадают в фавор к поклонникам анимации. Одно из приятных исключений – Когда начинается день Венди Тилби и Аманды Форбис, созданный в 1999 году.
Это странное кино – легкое и мрачное одновременно – рассказывает про жительницу большого города (свинку Раби), которая однажды утром становится свидетельницей гибели незнакомого ей человека (а точнее, петуха), - и прекрасно начавшийся день, ломается самым неприятным образом*.
Тилби и Форбис со своей очаровательной свинкой безошибочно попали в формат короткометражного мультфильма: их произведение – эскиз, зарисовка, моментальный снимок, запечатлевший одно мгновение и отразивший тонкую игру чувств, – оставляет зрителю возможность самому додумывать детали, искать продолжения и аналогии. Есть что-то магическое в подобных фильмах, которые, словно заархивированные файлы, считываются с экрана за какие-то 9 минут, а потом долго разворачиваются в душе зрителя, находя в ней новые рифмы и созвучия.
"Когда начинается день"
Когда начинается день поначалу кажется очень простым и вполне прозрачным по содержанию. "Я где-то прочитала фразу, которая утверждала, что мы осознаем свою связь с другими людьми через сложный и болезненный опыт. Когда ты счастлив, изоляция – это не проблема, но когда ты несчастен, ты ищешь связи с другими и через эту свою потребность обретаешь силу, а вместе с ней и сочувствие к другим людям с их бедами, - говорит в одном из интервью Форбис. – Поначалу Раби, реагируя на увиденное, пытается закрыться от всего мира, но в результате она приходит к новому, более объемному восприятию себя самой в контексте окружающего мира".
Когда читаешь это и другие интервью Форбис и Тилби, начинаешь думать, что режиссеры, похоже, и сами недооценивают свой фильм, успех которого стал для них абсолютной неожиданностью, а со временем превратился даже в источник легкого раздражения**. Между тем, фильм продолжает жить своей жизнью, и с каждым просмотром в нем обнаруживаются все новые детали и изыски, а скупая мысль о разобщенности жителей большого города, которую режиссеры, по их собственному признанию, вкладывали в свою работу, постепенно обретает более объемное и сложное звучание, разворачиваясь в идею о хрупкости и эфемерности человеческого бытия. Позитивное "единение", о котором говорит Форбис, оказывается сплоченностью перед ужасом, поджидающим за углом, а бытовые предметы, на которых в фильме сделан такой акцент, кажутся зыбкими маячками в сумрачном и таком ненадежном мире.
Возможно, секрет фильма - в том, что сероватый и такой успокоительный для глаз Когда начинается день, по содержанию построен на ярких контрастах: веселое, почти юмористическое начало (свинка чистит картошку и скидывает в помойку сами картофелины, оставляя себе очистки) сменяется трагической кульминацией; легкомысленные антропоморфные животные, будто сбежавшие из какого-то "диснеевского" фильма, оказываются вдруг рядом с графичными человеческими костями; и несмотря на то, что в центре сюжета экстраординарная (хоть и бытовая) ситуация несчастного случая, внимание режиссеров приковано вовсе не к ней, а к разнообразным бытовым предметам вроде работающего тостера, кипящего чайника и катящегося лимона.
Под стать содержанию противоречива и техника, использованная Тилби и Форбис. В основе – презренный ротоскоп***, превращающийся впоследствии в высокое искусство. Фильм делался в несколько приемов. Сначала на видео-камеру были сняты действия живых актеров: - Тилби и Форбис играли сами (иногда просили друзей и соседей), а для большего праводоподобия надевали разные маскарадные штучки типа картонного клюва. Далее заснятые материалы были переведены на VHS, режиссеры выбрали необходимые кадры, распечатали их с помощью видео-принтера и внесли необходимые изменения, дорисовав цветными карандашами и масляными мелками пятачки, крылья для своих людей-животных. Обычно ротоскоп применяется для экономии времени и усилий, однако у Тилби с Форбис все получилось не так. Используя натурную съемку как ориентир, они полностью вручную отживописали 7000 маленьких рисунков ****, тотально анимируя картинку. В ходе работы они, разумеется, столкнулись с обычной для тотальной анимации проблемой – небольшое несоответствие между кадрами рождает при воспроизведении легкую дрожь и мерцание изображения. Дефект сыграл фильму на руку (как это нередко случается), добавив в него какой-то зыбкости и утонченности. Однако на борьбу с этой и другими сложностями, у режиссеров ушло четыре года.
Интервью с Венди Тилби и Амандой Форбис
Такую счастливую возможность – работать над фильмом в свое удовольствие – предоставил Тилби и Форбис "Национальный кинематографический совет Канады" (NFB) - государственная организация, которая вот уже 70 лет занимается поддержкой авторской анимации, предлагая режиссерам со всего мира деньги, оборудование, профессионалов любых профилей и хороший промоушн готового фильма. Для Тилби Когда начинается день был третьей работой (считая студенческие Столы с довольством и написанные маслом по стеклу Струны, созданные также на NFB). Форбис до работы с Тилби, делала только прикладную анимацию.
Когда начинается день принес режиссерам славу и огромное количество наград, начиная с Каннской Золотой Пальмы в коротком метре и заканчивая номинацией на "Оскар". Творческий союз Тилби и Форбис продолжает существовать, но результаты его, увы, пока что немногочисленны: девушки сделали вместе еще несколько реклам и уже много лет работают над новым фильмом, который в одном из интервью клялись выпустить до 2010 года (очень хочется надеяться, что картина будет на осеннем фестивале в Оттаве).
___________________
* В англоязычном названии When the Day Breaks – игра слов: здесь и буквальное прочтение, сообщающее о "сломанном" (т. е. испорченном дне), и более широкое, фиксирующее переломный момент дня, и фразеологическое, связанное с началом дня. Но, учитывая, что название повторяет фразу из песенки о восходе солнца, которую героиня поет в начале фильма, наиболее правильным мне кажется именно такой перевод.
** В чем они признаются Крису Робинсону – историку анимации в интервью для его книги "Канадская анимация".
*** Ротоскопинг, эклер, motion capture – все эти технологии, в которых анимационное движение срисовывается (или считывается) с движений живых людей, вызывают в профессиональных кругах преимущественно негативную реакцию. У рисованного изображения – своя внутренняя правда, иа поэтому навязанное ему "натурное" движение обычно выглядит очень плохо и неубедительно.
**** Ради экономии усилий, аниматоры с самых ранних времен делят изображение по слоям и анимируют те части изображения, которые должны двигаться. Тотальной анимацией называется принцип, согласно которому от кадра к кадру перерисовывается вся картинка целиком, включая те объекты, которые могли бы оставаться неподвижными.
_____________________________________________________________________
Другие мультфильмы Аманды Форбис и Венди Тилби в сети
Струны, реж. Венди Тилби
Столы с довольством (отрывок), реж. Венди Тилби
Рекламный ролик Интервью (для United Airlines)
Рекламный ролик Встреча (для United Ailines)
Рекламный ролик Дарвин (для Earthlink)
Рекламный ролик Гидроген (для GM)
Рекламный ролик Гравюра на дереве (для Colorado Lottery)
Линии (для GM)
|
|
|