Разумеется, анимационное сообщество разнородно, разных его представителей волнуют совершенно разные проблемы, и далеко не все они могут стать сюжетом для фильма. Например, режиссерам-студентам, соревновавшимся за отдельный приз, нужно признание мэтров, поэтому иногда они делают настолько старательное кино, что оно получается даже более качественным, чем кино взрослое. В своих фильмах студенты любят поговорить о важном и вечном, например, о том, что в урбанистическом мире человеку сложно жить в гармонии с природой (
Посмотрите вверх Светланы Подъячевой), о том, что деньги и слава – это чудовищные наваждения, способные лишить человека его жизни (
Забвение Полины и Елизаветы Манохиных), и, конечно, о безответной любви (
Смотри, как тает снег Светланы Разгуляевой). Однако победа остается за теми, кто выбирает сюжеты не столь амбициозные. Так поступила Дина Великовская, сделавшая фильм
Мост, где речь идет о разведенных родителях, которых в итоге объединяет любовь к ребенку. Выбрав понятную и легкую для восприятия историю, Дина сделала выразительное и умелое кукольное кино с использованием необычных технических решений (например, река, в которой окажется все семейство, изображена при помощи риса).

Аниматоров постарше, показывающих на фестивале первые профессиональные работы (то есть дебюты) больше всего интересует возможность остаться в профессии, поэтому зачастую их фильмы сделаны в рамках какого-нибудь масштабного проекта. Удобным пристанищем для молодежи стал в этом году проект студии "М.И.Р." "Современные сказки мира", в рамках которого было сделано несколько симпатичных фильмов по поэзии и прозе Артура Гиваргизова. Среди них – симпатичная "трехминутка"
И все-таки про девочку, у которой в голове рождаются разнообразные фантазии, и их постоянным участником оказывается кошка. Еще одно миниатюрное кино -
Гусеницы - рассказывает о многообразии гусениц в живой и неживой природе.
Экспериментировать всегда удобнее в заданных рамках, однако некоторые начинающие режиссеры предпочитают абсолютно свободное плавание, как, например, Валерий Кожин, который снял свой дебют по прозе Сигизмунда Кржижановского. Оформленный в стиле советского формализма 1920-30 гг фильм рассказывает о человеке, который попытался улучшить свои жилищные условия при помощи чудесной мази "Квадратурин" – и улучшил настолько, что потерялся в огромном пространстве разросшейся квартиры.
Пугающий абсурд бытия, необъяснимый и безвыходный, волнует не только Кожина, но и некоторых участников взрослого конкурса. Например, Дмитрий Лазарев снял получасовой
Хармониум - попурри из нескольких произведений Даниила Хармса (пьеса "Тюк", стихотворения "А вы знаете, что", "Из дома вышел человек" и пр.). Рядом с этим фильмом оказался забавный сериал Сергея Меринова
Бульдог и Шорти - про крокодила и человека, которые расследуют странные преступления. Ну а самым заметным кинорассуждением о грустном абсурдизме мироздания стал новый фильм Валентина Ольшванга (
Про раков,
Розовая кукла). Сделанная в очень сложной и трудоемкой технике ожившей акварельно-пастельной живописи, новая картина изображает деда, выловившего из воды русалку. Девушка с рыбьим хвостом оказывается девчонкой капризной и привередливой: то ей леденцов подавай, то камушков самоцветных, то хочется с девушками хоровод водить, а дед, запертый в нежданной безысходности, продает скотину, качает сокрушенно головой, да на балалайке бренькает.
В общем, странные темы волнуют современных аниматоров. Зато продюсерам и прочим директорам не до русалочек – им волноваться приходится по иным поводам. Как найти деньги на фильм, как наладить его распространение и где взять разнообразных профессионалов, чтобы кино получилось качественным? Больше половины дневного времени Суздальский фестиваль этого года отдал под проведение конгресса "Обучение, технологии, продюсирование, прокат". Докладчики рассказали, о том, как обстоит дело с кино-, ТВ- и DVD-прокатом полнометражных отечественных фильмов, о том, с чем связаны кадровые проблемы в нашей анимации и как их решать, и даже о том, что такое по-настоящему мудрая государственная политика в отношении анимации, примером которой стал южнокорейский опыт.
Упомянутые узкопрофессиональные темы были интересны ограниченному кругу гостей фестиваля, а вот распределение призов взволновало всех до единого, не исключая автора этих строк.

В призовом списке смущало уже то, что почти все награды и дипломы достались авторам "из тусовки". Понятно, что анимационный круг узок. Понятно и то, что призы обычно получают одни и те же выдающиеся личности. Однако в этом году, учитывая общую слабость конкурсной программы, что-то из весомых наград могло бы перепасть и посторонним – хотя бы тем же Дмитрию Лазареву (его
Хармониум оказался на 4-м месте в рейтинге, составленном после анкетирования гостей и участников фестиваля) или Валерию Кожину с его
Квадратурином, занявшим 7-е место в том же рейтинге. Впрочем, спорность призового списка в целом меркнет по сравнению с неоднозначностью выбора победителя. Гран-при достался замечательному и всеми любимому Алексею Алексееву с очередным маленьким фильмом про музыкальный ансамбль из медведя, волка и зайца. Какой бы милой и смешной ни была эта работа, в качестве фильма-победителя она выглядела странно: нельзя же, в самом деле, давать главный национальный приз полутораминутной ленте, которая стала то ли девятой, то ли десятой серией проекта, сделанного в Венгрии (и выкупленного американским телеканалом) с минимальными временными и трудозатратами и представляющего собой чистейший, хоть и чудесный, стеб. Поступив подобным образом, жюри не только обошлось весьма резко с остальными участниками конкурса, но и сообщило всему интересующемуся обществу, что в России анимации на данный момент просто не существует.
На деле же все не так плохо - в конкурсе было достаточно интересных работ. Между прочим, несмотря на мощнейший зрительский потенциал, фильм Алексеева даже в общественном рейтинге завоевал отнюдь не первое, а лишь пятое место, уступив в нем Валентину Ольшвангу, Нине Бисяриной (
Поездка к морю) и Наталье Мальгиной (
Беззаконие).
Читатель, заинтересовавшийся упомянутыми мультфильмами, должен знать, что новые русские мультфильмы он, если захочет, сможет увидеть. Московскому зрителю, как всегда, проще всего: как уже давно повелось, все стоящее будет показано "Актовым залом", кинотеатром "35 мм" (в рамках проекта "Наша анимация") и "Мультсредой".