
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
|
28 февраля 2010
Мария Терещенко
Снятся ли кошмары Принцессе-лягушке?
Компьютерные мультфильмы сегодняшнего дня радуют во многом тем, что предлагают новые визуальные аттракционы. Не удивительно, что все больше и зрителей, и авторов вовлечены в цифровые миры: сборы и бюджеты растут, количество новых продуктов и студий увеличивается, национальные индустрии укрепляются.
Но вот что интересно - тенденция прироста распространяется не только на компьютерную анимацию. Если еще вчера шли споры о том, вытеснит ли компьютер кукольные и пластилиновые фильмы, то сегодня ответ очевиден. Компьютерное 3D не только не погубило остальные направления аниматографа, наоборот, открыло для них новые возможности. Повысив престиж анимации в целом, сменив адресацию мультфильмов с детской на семейную и молодежную аудитории, компьютерные мультфильмы проторили тропку и для рукотворного кино тоже.
Серьезные подвижки происходят в кукольном кино, и все больше становится дорогих "объемных" фильмов, имеющих на счету международный прокат и фестивальные победы. До недавнего времени подобные картины выпускали только Ник Парк и Тим Бёртон, и их работы выглядели лишь приятным исключением. Но в последнее время среди прочего появились новый фильм Генри Селлика Коралина (бюджет $60 млн) и Бесподобный мистер Фокс дебютировавшего в анимации Уэса Андерсона (бюджет $40 млн) – исключения уже норовят превратиться в правило.
Такие среднебюджетные*** производства много значат для отрасли. Благодаря им разрабатываются новые технологии, идет поиск новых решений и материалов . Например, когда Тим Бёртон для Трупа невесты делает необычных кукол на очень тонких ножках и с богатыми мимическими возможностями, изготавливающая их знаменитая фирма McKinnon and Saunders приобретает новый опыт, который впоследствии сможет использовать и для более дешевых производств.
С другой стороны, каждый дорогой и успешный кукольный фильм повышает престиж кукольного кино в целом и создает условия для того, чтобы продюсеры брались не только за компьютерные, но также и за "объемные" мультфильмы. Тем более, кукольное кино тоже оказывается делом вполне прибыльным. И Коралина, и Мистер Фокс были неплохо встречены, оба номинированы на "Оскар" и оба сделали приличную "кассу": Коралина собрала по миру $120 млн, Мистер Фокс пока только $40 млн, но международный прокат его еще ждет, и приведенную цифру нельзя считать окончательной. Если добавить к кинотеатральному прокату рынок DVD (очень долгоиграющий в случае с мультфильмами), лицензирование и возможность создания сиквелов, становится понятно, что компании-создатели имеют хорошие шансы не только отбить вложенные деньги, но и заработать пару десятков миллионов.
Как это ни странно, хуже всего приходится сейчас двухмерному кинематографу. В мире трехмерных зрелищ, приобретающих дополнительный объем за счет 3D-проекций, о рисованном кино как будто забыли. И недавние фавориты мультипликационного мира, на протяжении всего ХХ века составлявшие подавляющую часть коммерческой продукции, ушли в тень.
Впрочем, надо думать, это явление временное. Возможно, что многие студии, наигравшись в 3D, вернутся к плоскому изображению, как это произошло, например, с "Диснеем". Конечно, в случае с Walt Disney Company такое решение было необходимо, чтобы размежевать "Пиксар" и "Дисней", но, думается, Джон Лассетер не пошел бы на такой шаг, если бы не видел будущего за классическим диснеевским стилем. Возвращение "Диснея" к истокам выглядит очень сильно, поскольку производство картины было неправдоподобно дорогим для двухмерного фильма ($100 млн), а потому – невероятно роскошным во всех смыслах. Принцесса и лягушка собрала чуть меньше удвоенного производственного бюджета, то есть пока не окупилась, но, скорее всего, со временем принесет прибыль, а значит и этот опыт можно считать успешным. В любом случае, Принцессу обещает превзойти следующий "Диснеевский" релиз – Рампунцель.
О чем поет крутобедрая Рамаяна?
Пока же вытесненная на обочину двухмерная анимация оказалась прибежищем для технологически отсталых стран, бедных студий и… низкобюджетного авторского полнометражного кино – явления нового, странного, удивительного, неизученного и очень многообещающего. Если недавно полнометражные фильмы создавались преимущественно на больших производствах, оставляя маленьким студиям и независимым режиссерам исключительно короткий метр, то сегодня арт-анимация "подросла".
С каждым годом появляется все больше нестандартных "длинных" мультфильмов. Пожалуй, поворотным и решающим моментом стал успех Трио из Бельвилля Сильвэна Шоме – первый европейский полнометражный мультфильм, номинированный на "Оскар". Относительно дешевый в производстве (около $8 млн), Трио предлагал совсем другое видение анимации, нежели большинство успешных полнометражных фильмов до него. Эстетский, абсурдный фильм без слов апеллировал явно не к массовой и не к детской аудиториям. Его успех вскоре повторила куда более слабая с художественной точки зрения картина Персеполис (реж. Марьян Сатрапи), которая оказалась в очень выигрышном положении благодаря политической остроте темы.
|
|
|