
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
28 февраля 2010
Мария Терещенко
Дождь из хот-догов и домик, летящий на воздушных шарах, крокодил с саксофоном и стометровая гусеница-монстр, влюбленные роботы и героические холщевые мешочки с глазами - чего только не увидишь в современных мультфильмах. Пока игровой кинематограф буксует в выборе между очередным повторением старого и сотым повторением очень старого, анимация фонтанирует новыми идеями и свежими образами. За какие-то 10-20 лет статус мультипликации в мире искусств изменился кардинально. Еще в начале 1990-х гг анимация как индустрия обслуживала преимущественно детскую аудиторию, а как искусство и вовсе была доступна лишь фестивальному зрителю. Сейчас, когда Мадагаскары и Шрэки бьют рекорды по сборам, все иначе. Наступил век анимации. И виной тому пресловутый компьютер, который так ругали и проклинали приверженцы рукотворного кино.
Мечтает ли пингвин стать цифровой фрикаделькой?
Торжество компьютерной мультипликации подготавливалось долго, но только в последние год-два она воцарилась в полной мере. И сразу – мгновенно и бесповоротно – оказались забыты неуклюжие первые опыты: плохие мультипликаты*, "лысые" фактуры и неловкие движения - все то, что раздражало и досаждало в 3D фильмах рубежа веков, когда многие, морщась от плохой визуализации, с уверенностью утверждали: "У компьютерных мультфильмов нет будущего". Эти сомнения в прошлом, как и восторги первых побед и технических прорывов – от "пиксаровской" Игры Гери, от Убежавшего ореха (короткометражка-трейлер для первого Ледникового периода), или от Охотников на драконов, впервые продемонстрировавших, что приличное 3D можно делать не только в Америке.
Уже стирается из памяти докучливое однообразие знаменитых полнометражек, в которых, будто в школьных сочинениях на заданную тему, действовали схожие персонажи, попадающие в однообразные коллизии. Вот студии учатся делать кукол и роботов (История игрушек, Роботы, Пиноккио 3000), затем насекомых (Жизнь жуков, Муравей Антц) вот отрабатывают рыбьи чешуйки (В поисках Немо, Подводная братва, Наживка для акулы), теперь переходят к звериной шерстке (Мадагаскар, Большое путешествие, Сезон охоты, Лесная братва), а теперь сосредотачиваются на пингвинах (Пингвины из Мадагаскара, Лови волну, Делай ноги)**…
Между тем, каждый из этих этапов стал существенным прорывом, о каждом написано много технических и популярных текстов, разъясняющих, почему сложно сделать птичье оперенье, чем "неподразделенная поверхность" отличается от изображения, созданного при помощи частиц, и сколько часов работы разнообразного программного обеспечения уходит на один пиджак для старичка, играющего с самим собой в шахматы. Да что там! Еще два с половиной года назад рекламные публикации Рататауя подсчитывали, сколько нужно программистов, чтобы нарезать одну луковицу или испечь хлеб с хрустящей корочкой. И вот уже выходит Аватар, после которого разговоры о технических достижениях в визуализации резки овощей звучат как-то нелепо.
Вместе с рассказами о программерских сложностях иссякли и споры о взаимоотношениях компьютера и искусства: буквально на глазах у изумленной общественности пали последние бастионы защитников бескомпьютерной анимации, и на Суздальском фестивале 2009 года Юрий Норштейн собственноручно отдал приз "за лучший мультипликат" новогодней серии Маши и медведя.
Одержав безоговорочную техническую победу студии перешли от демонстрации возможностей "софта", наконец, к производству кино – и это сразу сказалось на ассортименте продукции. Минувшие полтора года порадовали не только количеством полнометражных 3D мультфильмов, но и широтой диапазона тем и жанров: от очередных "ребятам о зверятах" (Ледниковый период-3) до суперменской антиутопии (Астробой), от сложносочлененной истории с множеством персонажей (Приключения Десперо) до простого юморного "экшна" (Монстры против пришельцев), от жизнерадостного "экологичного" путешествия по джунглям (Вверх), до фантастики в духе стим-панк (9).
Отношение к мультфильму изменилось, и теперь уже важно не только "о чем" - как это было во время первого Шрэка, но и "как". Все чаще на передний план выходит именно визуальность – будь то изысканный дизайн, необычная пластика персонажей или какой-то неожиданный зрительный образ. Так, например, фильм Вверх цепляет полетом на воздушных шариках и великолепными пейзажами, 9 - при всех своих недостатках – остается в памяти благодаря хорошему дизайну вымышленного мира и его обитателей, Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек хоть и стандартен по сюжету, но все же по-настоящему забавляет своими пищевыми ураганами, а кухонный дух в стиле Арчимбольдо из Приключений Десперо достоин называться одной из лучших кинематографических находок нового тысячелетия.
Трейлер мультфильма Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек, реж. Фил Лорд, Крис Миллер
3 страницы
1 2 3 
|
|
|
|