
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
25 декабря 2009
Владислав Шувалов
Каждый мужчина, надевавший в своей жизни шляпу и дождевик классического покроя, неизменно прикидывался Богартом - символом мужской красоты и иконой мачизма. К юбилею великой звезды мирового кино "Синематека" обращается к его фильмам раннего периода, чтобы убедиться, что и во времена ограниченной известности Хамфри Богарт был бесподобен и великолепен, а зенит его беспримерной славы был делом предрешенным.
 Сегодня это покажется странным, но некогда лицо Хамфри Богарта не внушало доверия и считалось приемлемым только для создания образов сомнительных типов. Небольшой рост, парализованная после травмы на фронте верхняя губа, наэлектризованный цепкий взгляд, в котором было не прочитать ни рефлексии, ни смущения, если того не захочет хозяин взгляда. За десятилетия голливудской муштры мирового народонаселения многое изменилось, и лицо Богарта приобрело знак качества, став олицетворением идеальной мужской красоты. Умение общаться с женщинами, правильно носить костюм, курить сигарету, держать удар, цедить сквозь губу хамоватую реплику стали составными элементами богартовского стиля. Богарт, который всю жизнь играл одну и ту же роль - мужчины на крутом вираже, - стал основателем мачистского канона в кино, символом романтической брутальности, иконой, не ведающей скоротечности моды. Каждый актер, который надевал плащ классического кроя, неизменно превращался в Богарта – от приторного красавчика Микки Рурка (Сердце Ангела) до въедливого сморчка Вуди Аллена (Загадочное убийство на Манхэттене). Тень Богарта придавала статисту уверенность в себе и проявляла в нем рефлексы хищника. Как известно, опасные мужчины – самые вожделенные романтические герои. В 1999-м году Американский киноинститут (AFI) опубликовал рейтинг звезд Голливуда ("100 years, 100 stars"). Хамфри Богарт справедливо возглавил мужскую часть списка, т.е. занял первое место в галерее самых достойных фигурантов "фабрики грез". И это был лишь дополнительный штрих к величию созданного Богартом образа, который был осознан и принят еще современниками Мальтийского сокола /1941/ и Касабланки /1942/. Однако до "сокола" Богги сыграл немало ролей, пусть не первых, но необходимых для понимания эволюции образа. "Синематека" считает важным напомнить об этом периоде подборкой рецензий на –
лучшие фильмы Хамфри Богарта 30-х годов
Окаменевший лес /1936/, реж. Арчи Мейо
(роль – гангстер Дюк Манти)
До этого фильма Богарт сыграл с десяток ролей в кино, но именно с картины Арчи Мейо началось его восхождение на вершину Голливуда. В титрах фильма Богги идет пятым по списку притом, что продюсеры не желали брать его вовсе. На ангажементе настоял Лесли Хауард, исполнитель главной роли поэтического странника, оказавшегося проездом в аризонской забегаловке и попавшего в гангстерский переплет. Прежде Хауард и Богарт встречались на театральных подмостках, и лучшего компаньона на экране Хауард не мог и желать. Богарт появляется через сорок минут после начала фильма, предстает в образе главаря банды, взявшего в заложники несколько человек на затерянной в пустыне бензоколонке.
Такого Богарта больше не будет – взлохмаченного и с трехдневной щетиной - непосредственного, взрывного, лишенного циничной брони. Появление гангстера ждешь как избавления от сентиментальной патоки сюжета, в котором герой Хауарда – залетный соловей, воркующий с мечтающей о Париже деревенской девочкой (Бэтт Дэвис), уже навевала тоску. Богарт избавил недоброжелателей от всех сомнений на свой счет, привнеся в фильм необходимую жесткость и разнообразие, хотя изначально на его роль прочили Эдварда Робинсона. По иронии судьбы Робинсон сыграет гангстера в Ки Ларго /1948/ - вольном римейке Окаменевшего леса, где самому Богарту, перешедшему к тому времени в категорию положительных героев, достанется роль спасителя. История захвата заложников в кафе "Бар-Би-Кью" Дюком Манти, прототипом Джона Дилинджера, была симптоматичной. С этого фильма неотразимый Хамфри начал победоносно "захватывать заложников" среди кинозрителей.
Меченая женщина /1937/, реж. Ллойд Бэкон
(роль – окружной прокурор Дэвид Грэм)
Бэтт Дэвис в роли наивной девочки из Окаменевшего леса была мила и свежа, но неубедительна. Ее кредо – крутить с мужчинами и ходить по острию лезвия. Этими удовольствиями в полной мере забавляется ее героиня Мэри Дуайт – девушка из ночного клуба, развлекающая и обдирающая клиентов ("кодекс Хейса" запрещал отражать на экране образы проституток). "Девушка с характером" забавляет сильных мужчин - владельца клуба, оголтелого мафиози и беспредельщика, и окружного прокурора, пытающегося накинуть аркан на криминальных выскочек. Оказавшись замешанной в истории с убийством, она попадает между молотом и наковальней. Поначалу Мэри готова послать и пахана, и законника куда подальше, но остаться в стороне от грязного дела ей не удается…
Дамское очарование вкупе со стервозным напором придавало судебной драме новомодный эмансипированный оттенок. Обаяние 29-летней Дэвис плюс искры, которые эта бесподобная актриса способна высекать из роли, пребывая в состоянии куража, оставили прочих персонажей далеко позади "меченой женщины".
Богарт же чувствует себя неуютно в роли представителя закона и пытается вырваться за рамки дозволенного. Неподкупный поборник справедливости ориентирован на задачу и, кажется, лишен сострадания. Но именно участие Богарта придало роли блюстителя порядка неожиданную остроту, недвусмысленно уравняв его персонажа с гангстерами, которым была так же безразлична судьба девушки. Прокурор просит Мэри выступить с обвинением против своего могущественного работодателя. Но проиграв судебный процесс, он оставляет девушку, оклеветанную прессой и без охраны. 30-е годы были временем обуздания гангстерского разгула, и в фильме Ллойда Бэкона вновь, как и в случае Окаменевшего леса, была сделана отсылка к реальному персонажу - Лаки Лучиано, попавшему за решетку по обвинению избитых им проституток в 1936-м году.
За роли в двух фильмах – Меченая женщина и Кид Гэлахэд (в нём тоже играл Богарт), Бэтт Дэвис была удостоена "Кубка Вольпи" на 5-м МКФ в Венеции. А Бэкон, поставивший к этому моменту свыше 80 фильмов, был номинирован на главный приз фестиваля, который в то время назывался "Кубок Муссолини".
Богарт, выступавший в фильме с длинными прокурорскими речами, обаял не только присяжных заседателей – его магия простерлась за пределы экрана. С одной из статисток актер закрутил роман, который через год обернулся бракосочетанием; Богарт женился в третий раз. Те, кто работал с этим актером, понимали, какой туз у них в рукаве. Понял это и автор будущей Касабланки /1942/ Майкл Кертиц, некоторое время подменявший режиссера Бэкона на съемочной площадке, но в титры фильма не попавший.
Тупик /1937/, реж. Уильям Уайлер
(роль – гангстер Мартин по прозвищу "Бэбифэйс")
Тупик – это надпись на дорожном знаке, которым заканчиваются прямые улицы Нью-Йорка. В середине 30-х манхэттенские кварталы обрастали роскошными особняками, выталкивавшими бедняцкие лачуги за пределы прибрежной части города. В это время толстосумы ещё могли оказаться в одном районе с гражданами из низшей социальной прослойки.
2 страницы
1 2 
|
|
|
|