
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
3 декабря 2009
Мария Терещенко
 Мэри Дэйзи Динкл – так зовут маленькую австралийскую девочку с глазами цвета грязной лужи и родимым пятном, похожим на какашку, на лбу. Она любит сладкое и телесериал про ноблетов… и ей очень хочется иметь друга. Поэтому однажды она выбирает наугад фамилию в телефонном справочнике Нью-Йорка – и отправляет письмо по указанному адресу.
Макс Джерри Хоровиц – так зовут толстого 44-летнего жителя Нью-Йорка, к которому попадает письмо Мэри. Он тоже любит сладкое, тоже смотрит телесериал про ноблетов и тоже мечтает о друге. А еще у Макса – синдром Аспергера (форма аутизма, при которой люди обладают нормальным или высоким интеллектом, но слаборазвитыми или нестандратными способностями к социальному взаимодействию). Он видит несуществующего человека, не умеет плакать, с трудом распознает эмоции других людей и переживает приступы паники, сталкиваясь со сложными вопросами. Получив письмо от Мэри он переживает очередной приступ паники, а потом отвечает своей австралийской корреспондентше. Так начинается дружба по переписке длиною в жизнь.
Адам Бенжамин Эллиот – так зовут австралийского режиссера, снявшего фильм про Мэри и Макса. Он родился в 1972 году, получил образование в области анимации и с середины 1990-х начал снимать мультфильмы, которые не только прославили самого Эллиота, но и открыли новую страницу в истории анимации Австралии. Не считая Мэри и Макс, Эллиот снял 4 короткометражных мультфильма: Дядя, Брат, Кузен и Харви Крампет. Последний принес режиссеру "Оскара" в номинации "короткометражный анимационный фильм".
Для создания мультфильмов Эллиот использует пластилин – в той же манере, что и Ник Парк, то есть делает из него гибкие и подвижные куклы с выразительными лицами. Однако в отличие от радостных фильмов Парка, мульты Эллиота сделаны в мрачных тонах, рассказывают о настоящих людях с их сложными судьбами и пропитаны горькой иронией. "Оскароносный" Харви Крампет имеет эпиграф, которым можно предварить все творчество Эллиота: "Одни великими рождаются, другие великими становятся, на третьих величие нисходит, ну, а есть еще другие…" Именно об этих "других" - совсем-совсем невеликих людях - и рассказывает режиссер.
Помимо синдрома Аспергера, которым Эллиот наградил героя нынешнего фильма, в прочих лентах режиссера можно найти целую галерею болезней: аутизм, астма, церебральный паралич, из-за чего журналисты нередко спрашивают, все ли нормально с самим Адамом? С ним все в порядке, но Эллиот считает, что все люди имеют "особенности", и что любая психическая или физическая болезнь (как, например, синдром Аспергера) не является поводом противопоставлять человека остальному миру. "Это как цвет глаз", - говорит режиссер.
Отвечая на вопросы про Мэри и Макс Эллиот подтверждает, что Макс списан с реального человека (в начале фильма сообщается, что картина основана на реальных событиях). "Макс – мой друг по переписке, живущий в Нью-Йорке. Мы с ним обменивались письмами на протяжении 20 лет. После Харви Крампета, я задумался: "Что делать дальше?" Я ведь уже рассказал о моем кузене, о моем брате и о моем дяде. Затем я заметил на полу большую коробку, где были сложены письма от моего друга. Я начал их просматривать и вспомнил, насколько интересен он сам и его история" (из интервью для Animation World Magazine).
Эллиот с гордостью сообщает, что фильм сделан почти без использования компьютера. Производство заняло 5 лет, команда составила 120 человек (это довольно мало для анимационного фильма), а бюджет - 8 млн. долларов.
Премьерой фильма в январе 2009 открывался кинофестиваль Санденс. После такого хорошего старта Мэри и Макс получил множество престижных призов, включая гран-при "за полнометражный фильм" на анимационных фестивалях в Аннеси и в Оттаве (два крупнейших анимационных фестиваля), на Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 96%, а кроме того, Мэри и Макс - первое австралийское кино, собравшее в прокате более миллиона долларов.
Оценивая Мэри и Макс, первое, о чем думаешь - это, конечно же, "Оскар". Почти невозможно представить, что премию Американской киноакадемии за этот год получит какой-то другой полнометражный мультфильм. И даже не потому, что соперники слабоваты (хотя действительно по разным параметрам почти все конкуренты уступают картине Эллиота). Главное – в другом. Если говорить об "Оскаре", то Мэри и Макс находится вне конкуренции, поскольку в этом фильме есть все, что нравится академикам: хорошая история, необычная манера повествования, насыщенный и небанальный юмор, кинематографичность (включающая в данном случае отличный дизайн, хорошую анимацию и профессиональный монтаж) и, наконец, высокий гуманизм (не так уж часто снимаются фильмы, говорящие о важности реабилитации умственно неполноценных).
Главное же "оскаровское" достоинство Мэри и Макса - в его универсальности. Сложно представить зрителя (за исключением, возможно, любителей примитивного сериального продукта), которому фильм совсем не понравится. Эстеты будут покорены его изяществом, интеллектуалы найдут в нем пищу для ума, синефилы – новизну, аниматоры – рукотворную работу с пластилином, а простые зрители будут смеяться и плакать, поскольку за всеми этими изысками стоит очень простая и понятная человеческая история.
Второе, о чем думаешь, рассматривая это кино: Мэри и Макс - прекрасная возможность поднять статус анимации. Так уж сложилось, что синефилы зачастую относятся к анимации снисходительно. Выделяя несколько экспериментальных работ, вроде фильмов МакЛарена или Норштейна, анимацию в целом многие любители кино не удостаивают вниманием. Мэри и Макс - это не то чтобы самое лучшее анимационное кино, вовсе нет. Просто этот фильм, оставаясь анимационной работой, с легкостью встает в ряд игровых фильмов, вызывая сравнение с Человеком дождя, например, и с несколькими другими художественными лентами.
И первый, и второй пункты – очень мощные плюсы в характеристике фильма, но все же они меркнут перед третьим. Потому что, в-третьих, ты думаешь о том, что Мэри и Макс - это действительно особенный фильм. В огромном потоке кинопродукта так редко уже случается, чтобы какой-нибудь фильм по-настоящему тронул. Более чем за столетнее существование индустрии "фильмоделы" в совершенстве освоили искусство манипулирования человеческими эмоциями, пуская в ход и миленьких персонажей, и душещипательные истории, и пронзительную музыку, и великолепной красоты картинку. Или наоборот: дрожащую камеру и записанный вживую звук. У Эллиота ничего этого нет. Его фильм почти монохромен (австралийские сцены сделаны сепией, а нью-йоркские - исполнены в черно-белом цвете); музыка лишена эмоциональной пронзительности, даже чем-то похожа на навязчивый звонок мобильного телефона; персонажи мало того, что сделаны из пластилина, так еще и совершенно не симпатичны, а текст таков, что фильм долгое время кажется грубоватым анекдотом.
Только к середине просмотра понимаешь, что на экране разворачивается одно из самых интересных, серьезных и захватывающих кино-исследований великого чуда под названием "человеческая близость". Что это такое? Как она возникает? Чем питается? Почему погибает? Или не погибает… Эллиот не предлагает универсальных ответов на эти вопросы. Но в одном он, кажется, уверен: нет ничего важнее и дороже этой самой близости, какой бы странной, нелепой и абсурдной она ни казалась.
Трейлер фильма Мэри и Макс, реж. Адам Эллиот
|
|
|