
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
|
1 декабря 2009
Виктор Зацепин
В Москве завершил работу культурно-экономический форум под романтичным названием "Дальний свет". Мероприятие почтили своим присутствием видные предприниматели, политики, среди которых и кинодеятели (рассказом о выступлениях которых мы и ограничимся). На повестке дня стоял непраздный вопрос – "Что Россия может дать миру?" Оказалось - многое. Гораздо сложнее оказалось ответить на вопрос - кто это возьмет?Этот главный вопрос форума сформулировал известный киновед и Директор Российского института культурологии Кирилл Разлогов, порадовавший публику рассказами о непредсказуемости кинобизнеса. На примере фильма Звягинцева Возвращение он объяснил, как сложно предугадать "карьеру" картины. Участники форума, большинство которых мыслило деловыми категориями, сразу нашли для кинопроектов подходящее определение – "венчурный бизнес". Разлогов продолжил диалектически осмыслять кино: "Существует два типа книг о кино: одна, под условным названием "Искусство кино", заканчивается словами: "Кино - это еще и индустрия". В книге под заглавием "Кинобизнес" последние слова: "Кино - это еще и искусство". От диалектики докладчик перешел к феноменам зрительского восприятия и вспомнил исторический анекдот о просмотре Зеркала, на который были приглашены видные советские академики. По разным причинам они не приняли фильм – главным образом потому, что привыкли смотреть фильмы для развлечения. Когда критик пытается навязать ценность фильма публике, выходит совершенная нелепица, заключил Разлогов.
 Тему перехода национальных и интеллектуальных границ продолжили другие докладчики, среди которых оказались бизнесмены, чиновники и кинопродюсеры. Глава экспертно-аналитического отдела департамента кинематографии Минкульта Алексей Сохнев перечислил ключевые моменты, за счет которых, по его мнению, российская киноиндустрия может развиваться поступательно и интегративно. Во-первых, это умения профессионалов и таланты, работающие в отрасли. Во-вторых, территория страны, которая дает возможности для съемок многообразной фактуры (правда, пока не очень получается завлекать сюда съемочные группы). И, наконец, прорыв может происходить за счет фильмов, сделанных с расчетом на фестивали ("русский артхаус" как уже сложившийся бренд). К сожалению, о практических мероприятиях в этой связи докладчик ничего не сообщил, быстро растворившись в густом тумане креативных идей, который повис над форумом.
Гендиректор Art Pictures Studio Дмитрий Рудовский с заметной горечью говорил о необходимости постоянно реинвестировать средства в новые проекты. По его мнению, целая палитра рецептов выживания кинопроизводства - это и есть тот уникальный продукт, которым российские кинобизнесмены могут поделиться с миром. Ситуация, в которой продукт окупается на внешнем рынке, а абсолютно подавляющее большинство аудитории живет в России, создает для бизнеса практически неразрешимые трудности, отметил Рудовский. В то же время он сообщил, что права на римейк неназванного жанрового проекта Art Pictures приобрела студия Майкла Бея (вероятно, речь может идти о фильме Фобос: клуб страха, который выходит на экраны России в марте 2010 года - прим. ред.).
Наибольший фурор произвело выступление Анатолия Прохорова, продюсера и соавтора проекта "Смешарики". Для затравки он рассказал, что при адаптации мультсериала на американском канале продюсеры сокращают музыкальные фрагменты мультфильма, находя их "слишком артхаусными". Кино не является социальной экосистемой, но такой системой является детство, продолжал Прохоров. Открытие Диснея состояло в том, что он первым стал продавать семейные ценности, и "Смешарики" конструируются по тому же принципу - как продукт, который мог бы быть интересен в равной степени для взрослых и детей, как событие в мире детства. В заключение Анатолий Прохоров посетовал не столько на отсутствие господдержки в области детского кино, сколько на ригидность и охранительный менталитет общества. Еще одной отличительной бедой российской интеллигенции Прохоров считает стереотипное положение, при котором человек желает всех научить, вместо того, чтобы делать все самому. В заключение Прохоров выразил надежду на то, что общество будет рефлексировать по поводу детства, чтобы скорее повзрослеть. Докладчика проводили бурными аплодисментами.
Руководитель лондонского фонда Academia Rossica Светлана Аджубей, размышляя над тем, что может дать миру Россия, справедливо заметила, что дать и продать - не одно и то же. Она рассказала о текущем проекте своего фонда - фильме Лев Толстой - живой гений (еще более впечатляет английское название Leo Tolstoy – Genius Alive). Фильм собран из документальных съемок, сделанных при жизни писателя, его мировая премьера состоится в 2010 году и будет приурочена к 100-летию кончины классика. Картина будет показана в сети цифровых кинотеатров по всему миру. Напоследок госпожа Аджубей заметила, что в культурном пространстве России существует пустота, над заполнением которой нужно работать. В этот момент корреспондент "Синематеки" с грустью подумал о том, что Лев Толстой умер 100 лет назад и не успел ничего узнать о логике экспорта культурных брендов. Конечно, прямолинейность мышления "бренд-продажа-прибыль" навевает смертную скуку. Советская кинофантастика, фрагменты которой демонстрировались во время пауз, наводила на невеселую мысль о том, что Россия – страна несбывшихся возможностей. Впрочем, само мероприятие удалось на славу – где еще могли бы встретиться представители кино, IT, авиабизнеса, чиновники и даже геополитики? Напоследок пожелаю успеха организаторам и участникам форума "Дальний свет", а России – чтобы тьма ее не объяла.
|
|
|