
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
4 ноября 2009
Олег Ковалов
 Пародии Медведкина имеют "расширительное" значение - но точно так же и фильм Лимонадный Джо высмеивает не только вестерн. Здесь стоит поспорить с замечательной книгой Сергея Лаврентьева "Красный вестерн" (Москва, "Алгоритм", 2009). Это - событие в нашем киноведении: автор точно, тонко, свободно, со знанием дела и любовью к вестерну рассмотрел абсолютно неисследованную тему - приключения этого сугубо вроде бы американского жанра на территориях СССР и "братских" стран социализма. Лимонадный Джо описан в этой книге с особым восторгом и подаётся как высшее достижение "вестерна из Восточной Европы" - от пародийности фильма автор как-то отмахивается, словно ограждая любимый жанр от любых нападок. Текст книги подводит к мысли, что Лимонадный Джо - этакая "пародия поневоле": авторы, мол, хотели снять "всамделишный" вестерн, но при коммунистическом режиме столь дерзкую затею пришлось маскировать под пародию.
Однако образы, приёмы, эстетика и сам кинематографический язык дежурного вестерна именно пародируются в ленте Липского, и довольно зло, к тому же - цели этой язвительной сатиры выходят за рамки обычного осмеяния серийной экранной продукции. Энтузиасты лимонада внедряют здесь поголовную трезвость отнюдь не по воле сердца и не из высоких идейных соображений. Это - прожжёные дельцы, продвигающие в массы свой товар с помощью громких слов, эффектных жестов и ловких трюков, и в случае необходимости они прокладывают ему путь огнём и мечом. В этом отношении они ничем не отличаются от своих конкурентов, торгующих виски. А слова о Добре и Зле, которыми легко жонглируют обе стороны - часть ударной рекламы, ширма для простаков, разменная монета дешёвой демагогии.
Фильм высмеивает не столько вестерн, сколько цинизм пропаганды как таковой - любой, а не только американской. Истинные пародии всегда разоблачают идеологические штампы и, в конечном счёте - систему манипуляций массовым сознанием. Именно поэтому съёмки пародий не слишком поощряются теми, кто, стоя у руля кинопроизводства, сам руководит этим манипулированиями.
3 страницы
1 2 3
|
|
|
|