
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
28 октября 2009
Мария Терещенко
 На рубеже двух первых осенних месяцев совпали два "редких" мероприятия: разные организаторы предложили москвичам две коллекции французского короткометражного кино. Первым собранием – чисто анимационным – отметил начало четвертого сезона проект "Мультфильмы по выходным", живущий в культурном центре "Актовый зал". Другая коллекция – уже преимущественно игровых короткометражек – была показана в рамках фестиваля "Французское кино сегодня".
Возможностью выставить десяток свежих короткометражных программ может похвастаться далеко не каждая держава. А уж таким качеством "короткого метра", как у французов, не сможет похвастаться, пожалуй, ни одна другая страна в мире. Изобилие французского "короткого метра" на московских киноэкранах – не случайное завихрение в культурной жизни столицы, но закономерное следствие планомерно проводимой в жизнь сбалансированной политики Франции, которая "короткий метр" старательно взращивает и культивирует, защищает от непогод и удобряет питательными веществами.
Только так с маленьким кино и можно. В отличие от полного метра, короткий, даже самый лучший, на сегодняшний день не способен выживать в условиях рынка. Кинотеатральный прокат для него почти невозможен (ну, какой дистрибьютор будет собирать права на 10 короткометражек, если он может показать один полный метр?), сбыт DVD ограничен, и далеко не каждый канал на телевидении захочет возиться с такими "семечками" - куда проще забить сетку часовыми стандартными "кирпичиками" сериалов, а не высчитывать минуты и секунды неформатного кино.
И всё же общественный интерес к короткому метру нарастает с каждым годом, ведь десятиминутные фильмы куда лучше отвечают и темпу времени, и клиповому сознанию современного человека. Осознавая это, разнонациональные продюсеры ищут решения в разных направлениях. Возникают концепции "короткометражных каналов" (один такой, Mini Movie TV, был презентован от России на Каннском кинорынке пару лет назад, но в итоге вроде бы канул в небытие); продюсируются тематические короткометражные коллекции (У каждого свое кино, Париж, я тебя люблю, На десять минут старше и пр.); организуются долгоиграющие фестивальные проекты (такие, как Future Shorts) и пр.
 Французы эту ситуацию предугадали заранее и еще 20 лет назад создали впечатляющую государственную систему поддержки и развития короткого метра. Во главе угла, разумеется, стоит финансирование. Поддержка "шортов" обходится Франции в 14 миллионов евро в год. Примерно половина этой суммы - от Национального Центра Кинематографии (CNC), вторая половина – от муниципальных властей (чуть ли ни в каждом регионе страны существует возможность получить грант на короткометражку), от ТВ-каналов (пятёрка крупнейших выделяет деньги на "шорты") и из общественных фондов. В итоге получается достаточно гибкая и эффективная система финансирования, чтобы обеспечить Франции 400 маленьких, но профессиональных (т. е. получивших регистрационный номер и документацию) релизов.
Эти фильмы часто начинают свою фестивальную жизнь в Клермон-Ферране, где проходит самый крупный в мире фестиваль короткометражного кино. В качестве альтернативы для дебюта рассматриваются премьеры на смотрах в Гренобле, Бресте, на короткометражном конкурсе Каннского кинофестиваля или в Аннеси, где проходит самый крупный в мире фестиваль анимации.
После фестивального триумфа (или провала) эти ленты ждет Агентство короткого метра, где в архивах хранится уже несколько тысяч фильмов. Агентство берет на себя распространение короткометражек, продавая маленькие фильмы "домашним" и зарубежным фестивалям и ТВ-каналам. При этом Агентство не обладает эксклюзивным правом дистрибьюции, во всем соблюдает волю авторов, а от полученных гонораров оставляет себе только 17%. Наконец, зарубежной судьбой короткого метра займется еще одна серьезная организация – "Unifrance", пропагандирующая французское кино в других странах.
На самом деле, французская система поддержки короткого метра намного сложнее и разветвленнее. Особенно в случае с анимацией, поскольку здесь включены также и образовательные учреждения, которых во Франции имеется невероятное количество. Однако важно не то, насколько сложна или проста система. Важно то, что она отлично работает и приносит результаты, особенно заметные, опять же, в случае с анимацией.
Любой наблюдатель заметит это даже невооруженным глазом. Ежегодно десятки французских мультфильмов совершают почетные фестивальные вояжи, собирая призы в самых разных странах мира. В результате международные фестивали все чаще имеют ярко выраженный французский акцент и представляют от Франции больше названий, чем от принимающей страны. Избежать этого перекоса почти невозможно, если производить селекцию честно и беспристрастно. Конечно, далеко не все присылаемые французские фильмы имеют высокую художественную ценность, но большинство из них представляют собой очень качественный художественный продукт, интересный для зрителей и приятный для профессионального взгляда. Так что на фоне зачастую вялого и невразумительного анимационного действа, которое в огромном количестве вываливается на фестивальных отборщиков, даже плохонькие французские мультфильмы благодаря симпатичному дизайну, тщательной выделке и внятной истории неизменно оказываются на высоте.
В первую очередь Франция поражает качеством 3D-мультфильмов. Французские студенты, играючи, делают филигранно отточенную визуализацию* там, где до сих пор прокалываются крупные американские студии со своими огромными командами профессионалов и многомиллионными бюджетами,. А уж если к этому хорошему видеоряду добавляется еще интересная история или оригинальный концепт, то результат способен претендовать и на "Оскара", как это получилось, например, с Осьминожками (Oktapodi) из школы Gobelins**. Эта короткометражка за три минуты рассказывает душераздирающую историю про мальчика-осьминога, который бросается спасать свою девочку-осьминожку, увезенную ресторанным закупщиком продуктов.
Фильмы вроде Я люблю тебя, мама (Maman je t'aime) или Холодные гонки (The Cold Rush) из школы Supinfocom - пример чуть менее успешных, но не менее привлекательных результатов студенческих 3D-усилий. Первый рассказывает про недоросля, который пытается избавиться от своей слишком любящей мамы. Второй же из упомянутых фильмов – это история о незадачливом охотнике за головами, который находит свою потенциальную жертву мертвой и к тому же закоченевшей на холоде. В результате убийца вынужден тащить хладный труп на себе через зимний лес – к месту получения прибыли.
Мультфильм Я люблю тебя, мама
* Сегодня на французских студентов-"тридешников" существует спрос на мировом анимационном рынке, и крупные кинокомпании все чаще нанимают французов для реализации своих дорогостоящих проектов. К примеру, большая часть анимационного штата, работавшего для компании Universal над "Приключениями Десперо", была выписана в Англию из Франции.
** Традиционно в двух самых известных французских анимационных школах – Supinfocom и Gobelins – студенты делают кино не по одиночке, а группами, так что в графе "режиссер" у фильмов числится сразу несколько фамилий, перечислять которые в рамках этого текста нет возможности.
2 страницы
1 2 
|
|
|
|