
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
|
7 октября 2009
Мария Терещенко
 Анимационный фестиваль КРОК в этом году отмечает свое двадцатилетие, а поэтому на традиционном кораблике (на этот раз судно путешествовало по украинским водам) собрались все прославленные отечественные аниматоры: Юрий Норштейн, Эдуард Назаров, Александр Петров и даже Игорь Ковалев, прибывший специально из США по этому случаю – все интересные "анимационные" люди.
Иностранных знаменитостей оказалось, увы, не много, и даже во главе жюри встал вовсе не какой-нибудь звездный западный режиссер, как это бывало в предыдущие годы, а украинский кинокритик Сергей Трымбач. Конечно, можно было вместо него отдать почетную должность культовой американке Джоан Гратц, которая умеет рисовать пластилином, словно масляными красками, за что была номинирована некогда на премию "Оскар" (с фильмом Мона Лиза спускается по ступеням), но независимая американская анимация у нас в профессиональных кругах не слишком популярна, так что Джоан осталась рядовым членом жюри. Компанию ей составили аниматор Виолетта Колесникова (Россия), режиссер Моник Рейно (Нидерланды) и продюсер Жан Рюбак (Франция).
К сожалению, непросто отделаться от мысли, что именно недостаток зарубежных гостей сказался на КРОКовском призовом списке. Больше половины наград разошлось по нашим бывшим и нынешним соотечественникам (это при том, что в конкурсе приняли участие почти 30 стран, включая такие мощные анимационные державы, как Франция, Англия и Канада). Впрочем, обвинить жюри можно лишь в несоблюдении паритета, но не в подтасовке результатов: в финал фестиваля вышли фильмы, которые вполне достойны упоминания.
Две главные награды достались именитым эстонцам: гран-при – Рихо Унту за фильм Лили, а приз имени Татарского – Рао Хейдметсу за Прирожденные обязательства. Обе работы сделаны на студии "Нукуфильм" в технике кукольной анимации.
Первый из упомянутых мультфильмов показывает зрителю окоп времен Второй мировой войны, умирающего солдата, собравшихся вокруг его тела крыс и радиоприемник, напевающий песню про Лили Марлен. Крысы, невольно подпав под обаяние музыки, принимаются танцевать и подпевать, но главное - изо всех сил пытаются узнать, кто же такая Лили.
Второй призер - Хейдметс - рассказывает современную, даже футуристическую историю про излишнюю увлеченность телевизором. Главный герой (реальный актер, чьи движения сделаны методом пиксиляции*) неотрывно смотрит телевизионные реалити-шоу, параллельно коллекционируя выпрыгивающих оттуда героев, а в это время его личная жизнь разваливается на части.
Помимо двух наград, уехавших в постсоветскую Эстонию, еще три приза достались непосредственно российским фильмам: Пудя Софьи Кравцовой получил спецприз, как лучший детский фильм, Поездка к морю Нины Бисяриной заслужила награды во второй категории (фильмы от 5 до 10 минут), а Глупая Екатерины Соколовой – в третьей категории (фильмы от 10 минут). Наконец, приз в пятой категории (прикладная анимация) достался сериалу KJFG#5 (Log Jam), теоретически произведенному в Венгрии, но практически сделанному нашим соотечественником Алексеем Алексеевым.
Разумеется, иностранным фильмам тоже перепало несколько "комплиментарных" наград. Спецпризом за "лучший дебют" жюри отметило бельгийско-нидерландский Урок плаванья (реж. Данни де Вент), изображающий мальчика, впервые попавшего в бассейн и натерпевшегося разных сильных эмоций. Приз в первой категории (фильмы до 5 минут) достался тоже нидерландскому фильму – Варьете Ролофа Ванденберга, в котором человеческая жизнь, напичканная разного рода обязательствами, представлена как изматывающий аттракцион. Награду в четвертой (детской) категории получил южно-африканский Птичкин алфавит (реж. Дик Гроблер). А лучшим мультипликатом члены жюри сочли работу аргентинского художника Блу, сделавшего в Италии фильм Трансформация (более известный как Muto). Мультипликат – сугубо анимационное понятие, означающее покадровое изменение позы объекта. Чем выразительнее движение персонажа или предмета, тем лучше мультипликат. Мультипликат фильма Муто особенной выразительностью не отличается, зато отличается оригинальностью и трудоемкостью: фильм нарисован покадрово на стенах домов.
Мультфильм Трансформация
К сожалению, при всем очаровании призового списка, вошедшие в него фильмы слабо отражают конкурсную программу, которая вобрала действительно самые видные "взрослые" анимационные работы за минувшие два года (КРОК работает по принципу биеннале: по четным годам в России проходит студенческий смотр, а по нечетным на Украине соревнуются фильмы опытных аниматоров). Здесь был и обладатель "Оскара-2009" Дом из маленьких кубиков японца Кунио Като, сравнившего человеческую память с затопленным домом, и получившая гран-при на нескольких фестивалях Мотопила австралийца Денниса Тупикоффа, рассказавшего в своем фильме о том, как опасны игры с режуще-пилящими инструментами и с человеческими чувствами. Был здесь и Шизо Жереми Клапена, показавший падение метеорита и жертву этого космического бедствия, оказавшуюся в 91 сантиметре от себя самого, и новая серия Уоллеса и Громмита от Ника Парка, излагающего Дело о смертельной выпечке, то есть историю про маньяка, убивающего пекарей. Также в программу смотра вошла миниатюра Ретушь от Жоржа Швицгебеля, создавшего невероятной изысканности цепочку метаморфоз, и еще много-много других фильмов, заслуживающих и упоминаний, и наград.
Впрочем, "пряников всегда не хватает на всех", и, возможно, такое распределение наград было справедливым по гамбургскому счету, поскольку призы должны доставаться тем, для кого они действительно дороги. Ну, что Нику Парку наш КРОК? Увы, многие иностранцы КРОКовские призы даже не включают в списки своих побед. То ли дело свой, родной и близкий эстонец Рао Хейдметс, который вышел на финальной церемонии и сказал, что приз имени Татарского – это предел его мечтаний. И все довольны: Хейдметс из-за приза, дирекция – из-за того, что доволен призер, а гости фестиваля – потому что им показали много хорошего кино.
Фрагмент фильма Прирожденные обязательства реж. Рао Хейдметс
* Пиксиляция – анимационная техника, при которой движения человеческих фигур снимаются покадрово, а затем из этих кадров "склеивается" искусственное движение (оно может быть либо комично дерганным либо физически для человека невыполнимым – как, например, хождение по воздуху в знаменитом фильме Нормана МакЛарена Соседи).
|
|
|