
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
|
8 сентября 2009
Алексей Гуськов
 Была у меня мечта как у поклонника разностороннего Вернера Херцога - обнаружить, что единственной конкуренцией Херцогу в конкурсе Венецианского фестиваля может быть только сам Херцог. Однако ж не могу попрать истину - это не совсем так, хоть и близко к правде. Фильм-сюрприз фестиваля, второе американское творение немецкого режиссера в одной конкурсной программе - фильм Сынок, сынок, что ж ты наделал? - интересен, но, к сожалению, не ровня феерической вакханалии Плохого лейтенанта.
Формальное временное пространство Сынка - несколько часов переговоров полиции (за которую в кадре преимущественно отдувается Уиллемом Дэфо) с психом (Майкл Шэннон), который зарезал свою маму (Грэйс Забриски - престранная тётя из Внутренней империи) и заперся в доме с двумя неизвестными заложниками (в исполнении - ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕР! - двух одаренных фламинго). В это время полиция разговаривает с девушкой убийцы (Хлои Сэвиньи) и постановщиком греческой трагедии (Удо Кир), в которой "сынок" играет главную роль и ради которой достал у дяди (восхитительно тронутый на страусах Брэд Дуриф) тот самый меч (в этой роли занят меч), что стал орудием убийства.
На самом деле большая часть фильма проистекает во флэшбеках, из которых мы узнаём, до какой степени главный герой разобщен с окружающим миром. Очень хорошее представление о степени разобщенности можно получить, если вспомнить персонажа относительно недавней Дороги перемен, сыгранного тем же Шэнноном. Помните съехавшего математика, которого сердобольные соседи водили в дом к героям Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет во имя обретения утраченной им социальности? В Сынке этот персонаж повторён почти копейка в копейку - он тоже не сумасшедший в привычном понимании этого нечеткого определения, он просто отказался мириться с окружающей действительностью, за что она оперативно выбросила его на обочину жизни. С двумя фламинго в компании.  С Плохим лейтенантом фильм роднит только изобразительная политика, и, признаться честно, я только рад, что Херцог прощает своему оператору "красивости", которых раньше бояся, как огня. Если Лейтенант казался новообретенным "американским" лицом заслуженного немецого режиссера, то Сынок, сынок, что ж ты наделал? наводит на мысль, что поиски новой выразительности в новых условиях для Херцога всё еще не закончены. Фильм снят при участии компании, принадлежащей Дэвиду Линчу, и очень странно видеть, что в сценах с участием обреченной матери нет никакой существенной разницы со стилистикой и настроением Внутренней империи. На сходство с фильмами Линча играет и саундтрэк, решенный в том же ключе, что и знакомая всем еще с Твин Пикса музыка Анджело Бадаламенти. С другой стороны, переговоры полиции сильно отдают черным ерничеством братьев Коэн, а сам Херцог безошибочно опознается лишь в сценах на давно полюбившихся режиссеру перуанских речных порогах, где главный герой впервые стал слышать внутренний голос, который не доведёт его до добра.
Как заявил сам режиссер, он хотел снять хоррор без крови, бензопил и насилия, но так, чтобы внутри зрителя росло чувство странного, неопределенного страха. С сожалением констатируя, что цель видному экпериментатору в этот раз не далась, нужно отметить, что эта картина всё же на голову лучше большинства других кокурсных фильмов Мостры, вроде пустозвонного тайваньского Принца слёз, стерильной франко-австрийской драмы Лурд или совсем уж никчемного новейшего творения Патриса Шеро Преследование. На таком скучном фоне интересно смотрелся даже безголовый индустриальный кибер-панк Шиньи Цукамото Тецуо, человек-пуля, но это слишком экстремальное кино, чтобы рассчитывать на какие-либо награды.
Список потенциальных претендентов на победу всё же увеличился, пополнившись Белым материалом Клэр Дэни, который при обычном для французской постановщицы отстутствии выраженных кульминации и катарсиса, обладает набором качеств, способных сподвигнуть жюри во главе с Энгом Ли на щедрые решения.Белым материалом презрительно зовется все, что имеет отношение к белым, включая их самих. В условиях обострившейся гражданской войны, когда правительственные войска неназванной африканской страны зачищают подведомственные территории от повстанцев (большинство из которых - безжалостные вооруженные дети), ценность "белого материала" падает до нуля. Икона авторского кино Изабель Юппер играет здесь бесстрашную, но очень неосторожную главу французского семейства, второе поколение проживающего на кофейной плантации, которой руководит. Несмотря на очевидные и очень неприятные изменения в отношении со стороны местных, она наотрез отказывается верить в надвигающуюся опасность, оставляя безусловным приоритетом окончание сбора урожая. Она портит отношения со своими родственниками, которые не желают закрывать глаза на безрадостную перспективу закончить жизнь в африканской глухомани.
Как обычно у Дэни, сюжет - лишь повод к красивому атмосферному построению. Конечной "воздушности" немало способствует спокойная и меланхоличная музыка коллектива Tindersticks. Режиссер не в первый раз обращается к услугам британских музыкантов (вспомним шокирующую вампирскую историю любви фильма Неприятности каждый день). Похоже, что неспешные гитарные переборы Tindersticks в полной мере соответствуют внутреннему настроению режиссера, которое, несмотря на большую разницу в используемых сюжетах, неизбежно проявляется в её фильмах. И в случае Белого материала, как ни относись к склонности Дэни избегать акцентирования на сюжетных коллизиях, можно смело утверждать, что задумка удалась, и фильм смотрится сильно и цельно.
Появятся ли другие достойные Херцога конкуренты в борьбе за Золотого Льва Сан Марко? Читайте на страницах "Синематеки"!
|
|
|