
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
1 сентября 2009
Иван Денисов
Герой Охотника за головами так полюбился публике, что сценарист серии Кодзи Такада ввел похожего персонажа во вторую часть трилогии Легенды о ядовитой соблазнительнице (1969). Серии трилогии связаны только участием актрисы Дзюнко Миядзоно, но все они рассказывают истории о женской мести в самурайскую эпоху. Вакаяма отметился совсем другой ролью уже в первой части, поставленной Йошихиро Ишикавой в 1968 году, но тот фильм особенно заметным не стал. Лишь когда в серию пришёл великий визуалист и реформатор хоррора Нобуо Накагава, Легенды превратились в яркое и порой ирреальное зрелище, расцвеченное талантом Нобуо-сана. И Вакаяма именно у Накагавы сыграл наёмного охотника за преступниками, с блеском перефразировав роль из Охотника за головами. Его герой включается в действие, когда красавицам-мстительницам Миядзоно и Рейко Ошиде приходится туго, и именно Вакаяма появляется, чтобы окончательно восстановить справедливость и превратить каждый поединок со своим участием в шедевр жанра.
И вот мы подошли к самому громкому самурайскому проекту с участием Вакаямы, собственно, к Одинокому волку и волчонку. Здесь снова не обошлось без Шинтаро Кацу. Продюсерское чутьё брата Вакаямы редко давало сбои. В начале 70-х Главный Затоичи Всех Времён уловил изменения в жанре самурайского фильма. Коммерческий традиционализм Инагаки, занудство Кобаяши и поверхностность Куросавы уже ушли в прошлое. Революционные находки Кудо, реализм Като и стилистические изыски Икехиро проложили путь новому и оригинальному. Вот только для должного конкурирования с жестокими, эротизированными и циничными якудза эйга нового десятилетия или с набиравшим моду "pinky violence" самурайскому фильму требовалось стать таким же жестоким, эротизированным и циничным. Бунтари и обличители самурайского духа из 60-х уже не казались подходящими героями. Нужны были самураи-одиночки, презирающие установленные кодексы, живущие по своим правилам, в общем, герои, для которых насилие, в том числе и сексуальное – образ жизни. Основу для кинематографических воплощений таких героев Кацу нашёл в комиксах Кадзуо Коике. Кровавые истории, изобилующие эротическими сценами, не всегда содержали достаточный заряд цинизма и нигилизма, но эту задачу уже предстояло решать сценаристам и режиссёрам. В 1972 компания "Кацу продакшнс" запустила сразу два сериала по комиксам Коике, Лезвие Хэнзо (в главной роли Кацу) и Одинокий волк и волчонок (в главной роли Вакаяма). У меня по-прежнему нет желания сравнивать братьев, но сравнить сериалы всё же придётся. Мне больше по душе сериал Лезвие Хэнзо - по замыслу более провокационный и оскорбительный. Увы, интересные идеи не всегда реализовывались здесь на должном уровне. Да и слишком короткой получилась серия - всего три фильма, из которых первый (Меч правосудия Кендзи Мисуми) стал малоудачным, второй (Ловушка Ясудзо Масумуры) получился шедевром, а третий (У кого золото? Йошио Инуэ) оказался добротным примером жанра. Одинокий волк и волчонок вышел поровнее - из шести серий (1972 – 1974) слабой можно назвать только последнюю, снятую Йошиюки Куродой. В основном на Волке работал опытный специалист дзидай гэки Кендзи Мисуми (серии 1-3 и 5). Профессионализм режиссёра налицо, но каких-то особых провокаций в его работах не найдёшь. Конечно, впечатляет его умение превратить схватки на мечах в кровавые балеты, да и эстетизацию насилия он сумел сделать модой для многих последователей, в том числе превосходивших его по таланту. Но в работах Мисуми мне не хватает язвительности, оригинальности, эмоциональной силы, чёрного цинизма Икехиро, Кудо, Масумуры или Теруо Ишии (снявшего выдающуюся экранизацию Коике Клан забывших о восьми добродетелях). Даже в Одиноком волке моя любимая часть (четвёртая) снята не Мисуми, а Бьюичи Сайто, известного в большей степени по работе в якудза эйга. Но именно здесь помимо традиционных масштабных боёв есть потрясающая дуэль Итто-Вакаямы с татуированной мстительницей Оюки-Мичи Азумой. Дуэль, где даже фехтовальные изыски отходят на второй план перед элегически грустным настроением схватки - две во многом родственные души, встретившиеся среди вечных войн и насилия, обречены драться друг с другом насмерть.
Впрочем, может статься, что именно внешние эффекты Одинокого волка и превратили его в хит на Западе. И, конечно, работа Вакаямы. Как ни относись к самим фильмам, его роль здесь, конечно, заслуживает попадания в золотой фонд самурайского кино, вместе с Кьоширо в исполнении Немури Итикавы или Затоичи Кацу. Странствующий по Японии ронин Огами Итто, преданный властями и ищущий мести в мире, полном насилия, действительно оказывается эталонным образом самурая. Малоразговорчивый и суровый Итто в мгновение ока превращается в безжалостного истребителя, но при всей своей внешней жестокости остаётся человеком незаурядного благородства, преданным памяти погибшей жены и привязанном к маленькому сыну Дайгоро, тому самому "волчонку", который является единственным компаньоном Огами-сана. Поэтому смотреть Одинокого волка и волчонка всем поклонникам самурайского кино надо обязательно. С конца 70-х дела в японском кино пошли не лучшим образом. Вот и у Вакаямы фильмов и ролей уровня "золотых 60-70-х" уже не отыщешь. Хотя актёр продолжал активно сниматься и не только в японских фильмах. Популярность Убийцы сёгуна была сильна, поэтому Вакаяма периодически попадал и в американские ленты. Например, вместе с Кеном Такакурой поучаствовал в Чёрном дожде Ридли Скотта (1989). В том же 1989 он снялся в недоразумении под названием Великий духовный мир Тецуро Танбы – что происходит после смерти. С художественной точки зрения Духовный мир (как и всё выпячивающее свою духовность) ничего из себя не представляет. Но все же стоит сказать несколько слов об этом фильме. Его автор Тецуро Танба – известный актёр, который в 80-е вдруг посвятил себя духовным исканиям, результатом чего стало религиозно-философское учение о том, что после смерти нас ждут только приятные события в некоем Великом духовном мире. Ахинея, конечно - но популярность его учение получило (как, впрочем, вся религиозно-философская ахинея). Даже не разделявшие восторгов признавали, что пожилым и смертельно больным учение Танбы порой шло на пользу в психологическом смысле (в других смыслах, прежде всего финансовом, это помогло прежде всего Танбе, который очень неплохо на духовном мире заработал). Танба был человеком незаурядного личного обаяния и всегда пользовался любовью и уважением коллег - поэтому в его киноэкзерсисе о прелестях духовного мира согласились участвовать такие звёзды, как Цунехико Ватасе, Сонни Чиба и как раз Томисабуро Вакаяма. Вакаяма играет Воплощение Великого Духа (зачастую имя героя переводится просто "Бог") и не сказать, чтобы блещет в этой роли. Но честно признаюсь – был бы нашим Богом Вакаяма, как мы его знаем по фильмам и отзывам кинематографистов, то хуже жизнь точно не стала бы. Да и вообще Бог-Вакаяма гораздо лучше Бога-Аланис Моррисетт или даже Бога-Моргана Фримэна.
Начало 90-х Вакаяма встретил в работе. В 1991 в фильме Шах и мат Дзюндзи Сакамото он сыграл тренера по боксу и вряд ли думал, что эта работа станет для него последней. Но, увы, 2 апреля 1992 года жизнь актёра оборвал сердечный приступ.
Марк Шиллинг писал о Вакаяме: "В худших ролях он откровенно переигрывал, в лучших - привносил в игру страсть и жизненную силу, целиком вживался в образ и мог быть убедительным даже в тех фильмах, где его персонаж был плохо прописан. Его магнетизм придавал мощный заряд энергии самурайским и криминальным фильмам. В сегодняшнем кино Японии подобных ему нет, и я сильно сомневаюсь, что в ближайшем будущем появится достойный преемник Вакаямы". Добавлю от себя – в каком бы фильме он не играл и какой бы уровень игры не демонстрировал, вы не сможете забыть его или спутать с кем-либо. Это ли не лучшая судьба для киноактера?
3 страницы
1 2 3
|
|
|
|