
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
3 июля 2009
Иван Денисов
Отдав должное Четырём Дьяволам, переместимся наконец-то в 00-е. В начале 21 века казалось, что оригинальность остаётся доступной только пинк-режиссёрам да неожиданно вернувшимися на ведущие роли ветеранам Ишии (Неудачник), Фукасаку (Королевская битва) и Сузуки (Пистолетная опера) да пинк-режиссёрам. Правда, Дьяволы постепенно отходили на второй план, работая в мейнстриме, отдаляясь от режиссуры или испытывая сложности с финансированием (Хисаясу-сан в конце концов распугал своим видением всех продюсеров). Но появились режиссёры, в которых многие увидели смену Четырём Дьяволам. Их было уже побольше, семь (Тошийя Уэно, Мицуру Мейке, Шиндзи Имаока, Юдзи Тадзири, Йошитака Камата, Тоширо Эномото и Рей Сакамото, я в обзоре остановлюсь только на некоторых), и они получили титул "Семь Удачливых Богов" ("shichifukujin"). Насчёт "удачливых" сейчас можно поспорить, но поначалу всё складывалось замечательно. Боги в прямом смысле произошли от Дьяволов, так как почти все сотрудничали с мэтрами "пинку эйга" в начале своей карьеры. В основном они работали в качестве ассистентов, а Имаока даже стал сценаристом у Тошики Сато (неудивительно, что режиссёрские работы Имаоки , например, Лягушачья песня/История оплаченных отношений: девушки, которые хотят этого 2005 года посвящены опять же проблемам молодых женщин). Фильмы "богов" начала нового века казались многообещающими. Например, великолепная работа Уэно Двусмысленность/Непристойное интернет-сообщество: заставь меня кончить 2003 года. Сдобренное чёрным юмором и отмеченное безусловным режиссёрским талантом размышление об одиночестве, поисках смысла жизни в безрадостном и бесцельном существовании и интернет-сообществах как явлении, которое может стать благом и злом с равной лёгкостью. История о нескольких одиноких людях, которые встретились через интернет для коллективного самоубийства, в результате чего кто-то из них действительно оставил этот мир, а кто-то нашёл в себе силы вернуться в жизнь и противостоять всем её ужасам, стала одним из лучших фильмов первой половины 00-х. Здесь нельзя не отметить мастерство, с которым Уэно вплёл в сюжет начавшуюся как раз в 2003 войну в Ираке. Для режиссёра это событие стало не поводом поупражняться в антивоенноймилитаристской демагогии, а обозначить войну как возможность определить для себя хоть какую-нибудь цель жизни. Поэтому один из героев Двусмысленности, не одобряя войну, признаётся в зависти к американцам - и это, пожалуй, один из самых точных диагнозов западным и восточным антиамерикански настроенным деятелям.
Война в Ираке оказалась неожиданно важной для случившегося с пинк-богами в середине 00-х. В 2003 году Мицуру Мейке, ранее известный по экспериментальным пинк-драмам (Снег/женщина или Ветреная жена: пламенная страсть 2000 года), выпустил весьма неуклюжую и плоскую сатиру Гламурная жизнь Сачико Ханаи, которая неожиданно стала международным фестивальным хитом, и впоследствии сильно повлияла на творчество Удачливых Богов в целом. В центре сюжета девушка по вызову Сачико (порноактриса Эми Курода), которая по странному стечению обстоятельств получает пулю в голову и странный цилиндр, содержащий палец президента Буша. Пуля в голове делает героиню суперинтеллектуалкой (не лишая её сексуальности), а вот цилиндр приводит к разным неприятностям, так как за ним гонятся шпионы, пока сам палец ведёт себя самым непристойным образом (что было бы характернее для пальца Клинтона, на мой взгляд). Что-то из такой безумной истории могло бы получиться у более умело ориентирующегося в комедии режиссёра, но Мейке фильм провалил (да и сценарии известного по организации женского эротического рестлинга и серии микробюджетных видеоработ Такао Накано редко отличаются глубиной и игрой ума). Тем не менее, при невеликой художественной значимости Сачико фильм интересен с исторической точки зрения, так как расчёт режиссёра на арт-хаусную и фестивальную конъюнктуру Запада сработал на все сто. Реакция американских и европейских критиков лишний раз продемонстрировала конформистскую и в чём-то тоталитарную сущность нынешнего арт-хауса.
Прежде всего стоит отмести надуманные восторги о "смелости" и "непочтительности" фильма. Нет там ничего подобного. Вызваны разговоры были, конечно, примитивной карикатурой на Буша. Нет, я только за высмеивание всех президентов, премьеров и императоров, которые ничего другого не заслуживают. Опять же правление Джорджа-младшего стало очень плодотворным для американских сатириков, умело издевавшихся как над президентом, так и над его противниками. Но то, что получалось у американцев, совсем не складывалось в Европе или Азии. Здесь нападки на Буша выходили сплошь примитивными и убогими. А их обилие и однообразие быстро превратили подобные антиамериканские настроения в подчинённую правилам моду, противостояние которой было бы чревато обвинениями в "расизме", "империализме", "милитаризме" (а вот где были тогда европейские и азиатские леволиберальные интеллектуалы, пока громоздили горы трупов Че Гевара, Арафат или тот же Хусейн?) Поэтому Мейке со своим набором натужных антибушевских шуток просто беспрекословно следовал за сложившейся модой и поспособствовал её усилению. Смелостью с его стороны было бы в таких условиях сделать сатиру на борцов за мир или, не знаю, на антиамериканские настроения. Но на это режиссёр не решился. Зато ухитрился польстить интеллектуальной публике в области "ниже пояса". Политкорректная пишущая и вроде бы мыслящая публика может сколько угодно клясть сексизм и грубость софт- или хард-порно, но при этом мало кто из женщин возражал бы против сочетания знаний и внешности Эми Куроды, и точно что никто из мужчин не был бы против, чтобы в интеллектуальной среде было побольше таких вот Сачико Ханаи. Завершить же разговор о ленте хотел бы риторическим вопросом. Вызвала бы она такое оживление в фестивальной среде, если бы вышла под прокатным названием Похотливая репетиторша: любовный сок учительницы? Подозреваю, что нет.
Успех фильма Мейке привёл к тому, что Удачливые Боги заинтересовались жанром абсурдистской комедии. Буша, к счастью, оставили в покое и сосредоточились на смешении секса и сюрреалистических гэгов на аполитичной основе. Отношения к такому повороту событий у меня двоякое. С одной стороны, это свидетельствует, что не такими уж независимыми были Удачливые Боги, раз с такой готовностью взялись варьировать темы, принесшие международное признание и успех одному из них (вообразить себе подобное поведение Четырёх Дьяволов мне довольно сложно, те друг другу точно никогда не подражали). С другой – почему бы и нет, раз результатом стали фильмы смешные и изобретательные, гораздо лучше Сачико. Во многом здесь заслуга сценариста Фумио Морийя, которого впору назвать восьмым (или седьмым с половиной?) Удачливым Богом.
Вот, например, основанный на его сценарии фильм 2005 года Странная сага о секс-машине Хироши/Секс-машина: непристойное время года. Режиссёр Юдзи Тадзири ранее ассоциировался в основном с пинк-драмами, строившимся вокруг проблем и переживаний женщин (Конвульсии). Сага же стала не поддающимся пересказу парадом акробатических секс-сцен и гомерически смешных абсурдистских эпизодов. Помимо собственно ненасытного Хироши, который в перерыве между сексуальными эскападами тренирует сверчков-сумоистов, в фильме фигурируют мать-одиночка Харука, красавица не самых крепких моральных устоев, в минуты душевных терзаний начинающая бить в барабан, коварный устроитель подпольных сверчковых боёв и весьма колоритные обитатели небольшого городка, где и живёт Харука. Обычный для "пинку эйга" короткий хронометраж (один час) здесь более чем кстати, так как поток безумных ситуаций не успевает наскучить. Поэтому после просмотра Саги ещё долго со смехом будешь вспоминать эпизоды вроде пародии на перестрелку a la Пекинпа, которой друзья Хироши развлекают маленького сына Харуки или лесбийского свидания на кладбище, за которым с завистью наблюдает якобы умерший и попавший на небо герой. Мастерство Тадзири налицо не только в его умении выстроить набор сюрреалистических сцен в запоминающуюся комедию, но и в работе с актёрами. В роли Харуки великолепна обворожительная Ринако Хирасава, а устроителя сверчковых боёв очень смешно сыграл Дьявол Кадзухиро Сано. Поэтому если вам захочется посмотреть комедию от Удачливых Богов, то не тратьте время на Гламурную жизнь Сачико Ханаи. Странная сага оставляет гораздо более приятное впечатление. Да и главный объект насмешки Тадзири и Морийи – мужская инфантильность, выраженная в бессмысленной жажде соревнования – думаю, останется актуальным навсегда.
|
|
|