
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
|
|
31 мая 2009
Сергей Капков
Лето нынешнего года можно назвать, пожалуй, самым долгожданным в истории российской анимации: в июне Министерство культуры открывает конкурс на создание новых мультфильмов.
Производство анимационного кино государство не финансировало около двух лет. Точнее, не рассматривало новых заявок. За этот небольшой период успело случиться страшное: несколько студий закрылись, иные начали сдавать помещения, кому-то пришлось перебраться из просторных фабричных залов в малогабаритные квартиры. Режиссеры и художники потянулись из профессии в поисках заработка. Хотя совсем недавно мультипликаторы радостно рапортовали: российская анимация жива и даже процветает!
Мартовский слет аниматоров на ежегодном Всероссийском фестивале в Суздале выдал рекордную цифру — 104 мультфильма в конкурсной программе! Их успели профинансировать до кризиса. Для сравнения: в советские времена снимали в год 60-80 картин. Сегодняшние зрители, если бы оказались в фестивальном зале, увидели бы мультфильмы на любой вкус: сказки для детей, сказки для взрослых, мелодрамы о любви, эксцентрические комедии, православные сюжеты, фильмы ужасов, экранизации классиков литературы. Это, действительно, достойное и интересное кино. Правда, созданное на довольно скудные средства: в среднем от 8-10 тысяч долларов за минуту. Ни в эпоху СССР, ни в современной Европе и тем более Америке труд аниматоров так низко не оценивался и не оценивается. В тех же США — в разы выше. Но нашим умельцам не привыкать, шедевры могут создавать и дома на кухне.
Другой вопрос — для кого? Кинотеатры не хотят прокатывать короткометражные мультфильмы, телеканалы не хотят их покупать. И потому что дорого, а потому что "не формат". Надо забивать сетку на месяцы вперед, причем — строго единого хронометража.
Ну а конкурентоспособные полные метры мы создавать еще не готовы. И питерская трилогия о богатырях, и Федот-стрелец, и Бабка-Ёжка с другими, и День рождения Алисы — все это лишь первые шаги по освоению коммерциализации анимационного кино. Для достижения голливудского размаха необходимы "кинофабрики", огромные людские и финансовые ресурсы. Как раньше было на "Союзмультфильме", и как сейчас на том же "Пиксаре". Ведь бюджет одного лишь Шрека - это три годовых бюджета всей российской анимации.
Финансовый кризис приостановил почти все новые амбициозные проекты: многострадальную Кин-Дза-Дзу Георгия Данелия, Богов зеленой планеты Андрея Соколова, Домовенка Кузьку на студии "Солнечный Дом", Безумные волосы на "Пилоте", полнометражного Лунтика и т.д.... Можно много перечислять.
Андрей Соколов обещал, что успех Богов зеленой планеты превзойдет Ледниковый период и Лило и Стича. И, действительно, пилотный ролик собрал массу хвалебных отзывов и даже призов. "Сейчас проект заморожен до сентября, - сообщил режиссер. - Проделана огромная работа, группа не разбегается, ждет хотя бы какой-то конкретики... Вместо этого нам предложили переключиться на производство сериала с теми же героями. Насколько это возможно, должны показать июньские торги в Министерстве культуры. Но я уже мало во что верю..."
Сериалы, к счастью, продолжают снимать: Смешариков, неоднократно награжденных Колыбельные мира, сказочный цикл Гора самоцветов. Все это спонсирует только государство в лице Министерства культуры или правительства Москвы. Ни другие ведомства, ни коммерческие структуры, ни меценаты деньги в анимацию пока не несут.
На студии "Пилот" Александра Татарского работает лишь пластилиновая мастерская, производящая сериал Гора субъектов. Это минутные ролики о регионах России. Раньше "пилотовцы" занимали целый этаж, теперь — всего несколько кабинетов. Создатель пластилиновой мастерской, режиссер и педагог Сергей Меринов после сдачи фильма Егорий храбрый (в рамках цикла Гора самоцветов) остался не у дел.
Если возвращаться к короткометражкам, то здесь стоит упомянуть их международный успех. Нет фестивалей, где бы нас не отметили. Два года подряд российские мультфильмы выдвигались на "Оскара": это Моя любовь Александра Петрова и Уборная история — любовная история Константина Бронзита.
Престижный Берлинский кинофестиваль ежегодно приглашает в конкурс сказки из Горы самоцветов. На родине эти шедевры видят единицы — либо завсегдатаи киноклубов, либо счастливые обладатели DVD-дисков. Еще можно посмотреть в сети, в плохом качестве.
Кстати, именно пользователи сети — самые страстные поклонники современной российской анимации, они отслеживают новинки, посещают киноклубы и знают режиссеров пофамильно. Да и как не знать тех, чьи работы кочуют по интернету, покоряя и зрителей, и фестивальную публику!
Рождество и Букашки Михаила Алдашина давно стали классикой, им посвящают выставки, о них до сих пор пишут искусствоведческие статьи.
Абсурдный, выдуманный мир Ивана Максимова (Болеро, Ветер вдоль берега) стал предметом для подражания молодых аниматоров. Но его уникальность в том, что управлять этим миром может только сам Максимов, каждый раз поражая и зрителей, и коллег своей изобретательностью.
Верен своему стилю и Алексей Демин. В таких разных историях как Кошки под дождем, Буатель, Очумелов легко узнаваема рука автора: дрожащий рисунок, многозначительные паузы, белый фон вокруг каждого кадра. Ученик Хитрука и Назарова, Демин сам стал преподавателем и сегодня воспитывает новые кадры для анимации.
2 страницы
1 2 
|
|
|
|