
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
28 мая 2009
Джефф Эндрю Перевод: Ольга Надольская
 На российские экраны выходит фильм Нури Бильге Джейлана Три обезьяны (см. рецензию Синематеки). Всемирно известный турецкий режиссер снял свой первый фильм необычайно поздно - в 36 лет, и на сцене лондонского кинотеатра BFI Southbank Джейлан рассказывает Джеффу Эндрю и собравшейся публике о всех своих фильмах, о том, что заставило его перейти от фотографии к кинематографу, почему он отходит от автобиографичности своих ранних работ и почему он больше не хочет снимать на пленку.
_____________________________________________________________________
Городок (1997)
Джефф Эндрю: Если вы не видели этот фильм, вы можете не знать, что пожилой мужчина в кадре - это отец Нури, а пожилая женщина – его мать. Еще один из персонажей фильма – его двоюродный брат. Есть какие-нибудь другие родственники в этой сцене?
Нури Бильге Джейлан: Нет. [смех в зале]
ДЭ: Я думаю, это свидетельствует об определенной интимности подхода Нури к кинематографу. Этот фильм рассказывает о взрослении в маленьком турецком городке. Насколько он близок к вашему собственному опыту?
НБД: Достаточно близок на самом деле. Но просмотр этого отрывка стал для меня неожиданностью. Я не видел его уже, наверное, десять лет; я никогда не смотрю свои фильмы. Процесс ADR (автоматического замещения диалогов – прим. переводчика), озвучивания был ужасен. Кроме того, у нас не было хорошей камеры; я сам финансировал этот фильм. Озвучиванием занимались профессионалы, но звук не всегда соответствовал изображению, в первую очередь это касается эпизодов с участием женщин и детей. Это был плохой опыт, после которого я решил снимать только с "живым" звуком. Да, это очень автобиографичный фильм. В процессе его создания я вспоминал какие-то моменты из жизни и связывал их воедино. Но со временем я забываю, какие моменты в фильме реальны, а какие вымышлены. Мне кажется, работа сценариста и режиссера представляет собой своего рода коллаж, очень беспорядочный, то же самое происходит при написании музыки: вы пытаетесь отыскать гармонию и в поисках ее добавляете немного сахара и соли туда и сюда. И таким образом объединяете множество различных составляющих. Многие моменты в фильме являются воспоминаниями моей сестры, особенно диалоги. Но первую сцену, которая происходит в классе, я написал сам.
ДЭ: В ней также присутствуют чеховские мотивы, не так ли?
НБД: Да, я думаю, во всех моих фильмах присутствуют чеховские мотивы, потому что Чехов написал множество рассказов. У него есть рассказы на все случаи жизни, и я очень люблю их. Он оказал влияние на мое мировосприятие. С моей точки зрения жизнь в известной степени соответствует Чехову. После чтения Чехова вы начинаете наблюдать описанные им ситуации в жизни. И во время написания сценария я тоже вспоминаю его рассказы, поэтому да, Чехов здесь присутствует.
ДЭ: Вы упомянули, что некоторые из эпизодов написали вместе с сестрой. Вы занимаетесь фотографией и снимаете фильмы, ваша сестра [Эмин Джейлан] также талантливый и продуктивный фотограф. Вы происходите из артистической семьи? И как вы пришли в кино?
НБД: В детстве я не был окружен искусством. Я жил в маленьком городке, где единственными развлечениями были фольклорная музыка и кино. Но там не было художественных галерей или чего-то подобного. Иногда я сам удивляюсь, как во мне появилась склонность к искусству. Я думаю, это случилось, когда я учился уже в средней школе и жил в Стамбуле. Я не знаю, как это случилось, но в какой-то момент у меня, сестры и двоюродного брата появилось желание заниматься искусством. Я помню, кто-то подарил мне книгу о фотографии. Возможно, с нее все и началось. Поэтому вы должны быть очень осторожны, когда покупаете подарки для ребенка. [смех в зале] Я думаю, эта книга изменила мою жизнь – она представляла фотографию как интересную игру. Я оборудовал фотолабораторию, печатал там фотографии и со временем начал осознавать, что это искусство. И постепенно это увлечение переросло в мое постоянное занятие. Моя сестра начала фотографировать вслед за мной.
ДЭ: А как вы перешли от фотографии к кино?
НБД: Сейчас уже не помню точно, но в то время еще не было видеокамер, поэтому съемки фильма представлялись невыполнимой задачей. Даже во время службы в армии, долгое время спустя после окончания университета, я не помышлял о кино. Как и все, я любил смотреть фильмы, но я думаю, что мою жизнь перевернуло в первую очередь чтение книг о кино. Во время прохождения военной службы я прочел автобиографию Романа Поланского, которая произвела на меня неизгладимое впечатление: вся его жизнь в этой книге представлялась настоящим приключением, начиная от пребывания в нацистском лагере и заканчивая Голливудом. Из этой книги я вынес, что снимать кино легко. Я стал читать другие книги о кино, в том числе технические. Как-то я сам сыграл роль в коротком фильме, снятом на 35 мм, и своими глазами увидел все этапы кинопроизводства. После этого я купил камеру. Это был Arriflex 2C, он работал, как пулемет, очень шумно. Самым трудным было начать: даже после того, как у меня появилась камера, я десять лет не мог найти ей применения. Потом я все же снял этой камерой короткометражный фильм. Я подошел к его съемке с тех же позиций, что и к фотографии. Но мне не удавалось самому дотянуться до кольца объектива, чтобы навести фокус, и в середине съемок я взял себе ассистента. Вдвоем мы закончили этот фильм. В нем играли члены моей семьи; я думаю, это был самый трудный мой фильм. После него я снова с помощью только двух человек снял первый полнометражный игровой фильм, Городок. Конечно, актеры тоже много помогали на съемочной площадке, и я убедился в том, что в съемках фильма нет ничего невозможного. Потом все было намного проще.
Майские облака (1999)
ДЭ: Очевидно, что Майские облака частично перекликаются с вашим предыдущим фильмом: в этом отрывке мы увидели съемки одной из его начальных сцен. Вы ощущаете преемственность ваших фильмов по отношению друг к другу? Вы не снимаете сиквелы, но все ваши фильмы каким-то образом связаны между собой.
НБД: Я думаю, да. Закончив один из этих фильмов, я почувствовал, что сказал далеко не все, что мог. Это случилось до завершения работы над Отчуждением. Возможно, так произошло потому, что я знал о том, что случилось после, это имело близкое отношение к моей жизни. Но такие решения приходят интуитивно и никогда заранее не просчитываются. В данном случае они возникли спустя достаточно долгое время после съемок первого фильма.
4 страницы
1 2 3 4 
|
|
|
|