
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
|
|
29 мая 2009
Иван Денисов
Школьные джунгли в стране прерий
В необъятном американском кинематографе фильмы об учителях представлены в изобилии. А крайности и драматургические условности возводятся в геометрические прогрессии. Например, если учитель - положительный герой, то он не просто идеальный наставник, но и борец со злом во всех его видах, сокрушитель подростковой преступности и защитник всех слабых (или отличников, или привлекательных учительниц – по ситуации). Законодателем такой моды следует, наверное, считать Ричарда Брукса. Его Школьные джунгли (1955) с участием героя многих вестернов и триллеров Гленна Форда как раз повествовали о преподавателе-идеалисте, который постепенно завоёвывает уважение учеников из школы преступного района. Чрезмерную прямолинейность и порой наивность фильма искупают мастерство Брукса, великий саундтрек от Билла Хейли и неизменно подкупающая (меня, по крайней мере) американская энергетика. Вариации на тему Школьных джунглей событиями обычно не становились. Выделю разве Директора Кристофера Кейна (1987) - да и то лишь благодаря экспрессивному Джеймсу Белуши, который сыграл здесь лучшую роль в своей не самой блестящей карьере. Только на ярости, с которой его герой борется с бандитами, пытается достучаться до учеников, а сам актёр преодолевает сценарные штампы, и держится Директор . В остальных фильмах такого рода искать достоинства довольно сложно. Будь то Класс 1984 Марка Лестера 1981 года (по некоторым данным он, правда, канадский, а не американский) или достаточно популярная в конце 90-х серия Учитель на замену. В 1995 году Джон Н.Смит на основе автобиографической книги ЛуЭнн Джонсон предложил зрителям женский вариант истории, пригласив на главную роль несравненную Мишель Пфайффер. Но Опасные умы, фильм, в котором на неблагополучных учеников пытается положительно повлиять учительница с прошлым в морской пехоте, оказался утомительно слащавым. Даже замечательной Пфайффер спасти его не удалось.
Напомню, что второй крайностью показа учителей в кино является их демонстрация воплощением всего ужасного и злодейского. И здесь в американском кино можно найти примеры, когда традиция доводится почти до абсурда. Здесь педагоги не просто ужасные негодяи, а и не люди вовсе. Например, жестокие киборги в Классе 1999 того же Марка Лестера (1989) или подчинённые инопланетянами бессердечные истребители рода человеческого в Факультете Роберта Родригеса (1998). На самом деле такой подход к теме тоже интересен - жаль, реализация пока удручает. Фильмы подобной тематики пока больше похожи на городские легенды, распространяемые обиженными двоечниками (в случае с хорошим режиссёром Родригесом это особенно досадно). Будем надеяться, что успешные "учительские" версии хоррор-классики вроде Маньяка-полицейского ещё появятся.
Когда американец Вуд снял в Великобритании сентиментальную драму До свидания, мистер Чипс, то результатом все остались довольны. А вот когда австралиец Питер Уир сделал в США Общество мёртвых поэтов (1989), то реакция была скорее разочарованной (при всех многочисленных премиях и номинациях). Всё же когда сходятся постановщик уровня Уира и актёр таланта Робина Уильямса, ждёшь чего-то оригинального и неожиданного, а не очередной сентиментальной истории о дружбе учителя с учениками, которой угрожает непонимание консервативных коллег и родителей. Из Уильямса вообще получился бы идеальный учитель или исполнитель подобной роли. Непочтительный остроумец, брызжущий энергией и заразительным юмором завоевал бы любой класс и любую категорию зрителей. Проблема в том, что Уильямс-непочтительный остроумец остаётся на сцене, в сольных шоу и стендапах, а для работы в кино (особенно у престижных режиссёров) он соглашается приглушить свой анархический юмор и во многом пожертвовать индивидуальностью. Удручает, что Уир не нашёл в себе смелости позволить Уильямсу раскрепоститься. Автор выдающегося и гипнотического фильма о пробуждении женской подростковой сексуальности Пикник у Висячей Скалы в Обществе мёртвых поэтов вяло воспроизводит шаблоны учительской мелодрамы и не позволяет Уильямсу привнести хоть какое-то живое начало в картину.
Стендап-комики вообще очень близки к преподавателям по сути профессии. В идеале и те, и другие должны удерживать внимание заведомо враждебной аудитории и выдерживать баланс между развлекательной и образовательной частью своего "выступления" (комик Джордж Карлин, например, в своих шоу рассказывал об особенностях английского языка больше, чем университетские профессора в лекциях, оставаясь очень смешным). Поэтому странно, что мастера жанра так редко привлекаются в кино на учительские роли, а если и привлекаются, то без большого успеха (смотри пример Уильямса). Великий Вуди Аллен, как известно, тоже начинал с карьеры в стендапе. И в недавней комедии Кое-что ещё (2003) предстал в образе учителя как раз из неблагополучного района, что прочитывалось насмешкой гения мирового кино над Школьными джунглями и их имитациями. Жаль только, что Аллен предпочёл оставить своего героя на втором плане, но на то он и гений, чтобы поступать, как считает нужным.
|
|
|