
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
26 мая 2009
Владислав Шувалов
3. В бой идут одни "старики"
К слову, вышеупомянутая Арнольд, продолжающая традицию реалистического британского кино, сошлась в Конкурсе с Кеном Лоучем, бессменным лидером этого направления. Но Лоуч, получивший некогда пальму за надрывный и политкорректный эпос Ветер, что колышет вереск, а в прошлом году порадовавший отменной социальной драмой Это свободный мир, сделал шаг назад и выдал приторную мелодраму В поисках Эрика с участием футбольной звезды Эрика Кантона, который, как точно выразились обозреватели, переиграл Лоуча на его поле, превратив фильм в одноразовое зрелище и лишив его магии кино.
На примере Кена Лоуча сказывается ещё одна классическая тенденция фестиваля - не оставлять без внимания новые работы ветеранов, которым по понятным причинам сложно работать в мире быстроменяющейся реальности, новых технологий и ужесточенных схем финансирования. В этом году конкурс приветствовал появление Марко Белоккио с традиционалистским ретро о трагедии в семье Муссолини, а также - Алена Рене с присущей классику "новой французской волны" сюжетикой из жизни престарелых соотечественников. И если фильм итальянца (Победить) предпочли тактично не заметить, то Алена Рене, одного из последних патриархов мирового искусства, снимающего пусть уже не новаторское, но вполне вменяемое кино, встретили на ура, премировав Специальным призом жюри за вклад в развитие кинематографа. Награда была формально приурочена к картине Дикие травы (Сорняки), 17-й полнометражной работе режиссера, а неформально - к пятидесятилетию дебюта, нетленного шедевра Хиросима, любовь моя /1959/, кстати, участвовавшего в Конкурсе 12-ого МКФ в Канне. Надо заметить, что Ален Рене не дал повода для снисходительности в свой адрес. Обозреватели отмечали, что при известной герметичности фильма, он не только не лишен здравого смысла, но даже выполнен с долей изящества и юмором, что у всякого киномана, для которого имя Алена Рене не является пустым звуком, вызовет прилив гордости за легендарного художника, представшего в возрасте 86 лет в неожиданно приемлемой творческой форме.
4. Говорят пророки
Заговорив о французском кино, надо упомянуть ещё один подводный камень, который не виден снаружи: закулисное влияние французской кинономенклатуры. Тот же Ханеке, хоть и снимал фильм в Германии, имеет стойкие контакты во Франции. Вышеупомянутую Мию Хансен-Лёве, подругу Оливье Ассаяса, проталкивает французская критика (ее безыскусный и тривиальный дебют Все прощено был в прошлом году представлен в Москве лично главным редактором "Кайе дю Синема" Жан-Мишелем Фродоном, что наводит на соответствующие подозрения), а французский продюсер Дидье Косте тащит на европейские просторы вот уже третий фильм филиппинца Мендосы. Из двух десятков конкурсантов больше половины сняты при участии французских продюсеров. Франция имеет негласные преференции, но пользуется ими очень умело. В любом случае она свое возьмет, если представится даже малейший шанс. Главным козырем хозяев фестиваля, и, по мнению обозревателей, одним из самых сильных фильмов, стала жесточайшая тюремная сага Пророк, режиссер которой, Жак Одиар, лихими перипетиями триллера заставил публику затаить дыхание и на протяжении двух с половиной часов сопереживать молодому арабу, проходящему ад тюремной школы. Пресса заговорила о 57-летнем Одиаре как о помеси молодого Скорсезе и старого Ханеке. Показательно, что вслед за блестящим мастером психологического ракурса Лораном Канте (Класс, Золотая пальмовая ветвь-2008), фестиваль премировал второго ярчайшего представителя национального драматического кино, отдав ему Большой приз жюри.Тему насилия, заключения и свободы продолжали фильмы перспективной секции - "Особый взгляд". Фильм Корнелиу Порумбою Полицейский - имя прилагательное подтвердил обоснованность аплодисментов "румынской волне", получив две награды (Приз жюри секции и премию ФИПРЕССИ в части "Особого взгляда"). Но еще важнее то, что один из зачинателей румынского прилива продемонстрировал буржуазной Европе перспективу развития кинематографа морального беспокойства; чтобы вызвать отклик у закаленного зрителя, необязательно надевать волчью шкуру и прикидываться нечистой силой. Неизвестный доселе грек Йоргос Лантимос привлек к себе внимание главным призом секции за драму Клык, нелицеприятное исследование семейных отношений. Картину корейца Пона Чжун Хо (и вновь на тему семьи и свободы) Мать прочили в лидеры "Особого взгляда" (особенно после того, как в своем интервью об интересе к фильму признался сам Квентин Тарантино), но, к сожалению, картина ничего не получила. Режиссер, поставивший, пожалуй, единственный конкурентоспособный Голливуду корейский фильм Чудовище (Заложник) давно входит в тройку сильнейших авторов отечественного экрана наряду с Ким Ки Доком и Пак Чхан Уком. Последний также участвовал в основной программе фестиваля и был удостоен Приза жюри. Изощренная притча о священнике-вампире Жажда вызвала противоречивые отзывы. Но, по мнению экспертов, кореец, пусть и не без визуальной слащавости и сюжетных пустот, нащупал верное направление развития кино, облеченного в зрелищную форму без потери художественного контроля, явленного на стыке авторского и жанрового, в "кровосмешении" культурных стереотипов Запада и Востока. Вероятно, таким и будет кино будущего, которое, может быть, в более убедительной форме продемонстрирует 63-й фестиваль.
4 страницы
1 2 3 4
|
|
|
|