
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
21 мая 2009
Ян Левченко
Структурно фильм вышел сложным, а смотреть его легко. Получается, то, что было изначальным ограничением, сыграло в итоге положительную роль.
Честно говоря, в тот период мне никто Жанну д'Арк снимать не запрещал. Потому что я не предлагал ее снимать. У меня сам собой родился сюжет на современную тему. О девочке, которую приглашают на эту роль. Причем именно ту девочку, которая должна ее играть. Это было органично и убедительно. А вот когда я уже после фильма Начало предложил сценарий о Жанне д'Арк – вот тут началось. На "Ленфильме" сценарий приняли очень хорошо, его утвердили, за него заплатили. Крылья мне подрезали уже на следующем этапе, в Госкино. Там вмешались высокие политические соображения: а почему это вдруг героиней становится француженка Жанна д'Арк, а не наша Зоя Космодемьянская?
Кинорежиссера в Начале очень смешно и органично играет Юрий Клепиков. Как он попал на картину?
Ну, это же я и есть! Я специально поручил эту роль не гениальному актеру, а гениальному сценаристу, своему товарищу. И он замечательно справился с работой.
Да, он там как рамка. По сюжету он снимает фильм, то есть он не внутри. Он другой…
Правильно. У нас с режиссером (персонажем фильма Начало - прим. "Синематеки") была внутренняя идентичность. Он близок мне творчески, по характеру. Кстати, он тоже с Урала… Там ведь была целая история. Я пробовал на эту роль профессиональных актеров, в частности, Ролана Быкова. Его проба была блестящей! Поэтому он был поражен, что я взял не его, а Клепикова. Мы потом как-то встретились с глазу на глаз, и Ролан спрашивает: "Так почему же все-таки ты меня не взял? Что, плохо пробовался?" На что я ему ответил: "Слишком хорошо". Как сейчас помню его взгляд. Он заморгал… и не понял. Я говорю: "Ролан, ну ведь по всему видно, что ты артист. А мне-то нужен режиссер, он не такой раскованный и органичный, как ты. Мне нужен другой тип". Ты же, говорю, о Жанне д'Арк не хочешь снимать кино? Нет, говорит, не хочу. Ну вот! – отвечаю.
Сцена из фильма Начало, реж. Глеб Панфилов
|
|
|