
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
|
14 мая 2009
Владислав Шувалов
 Программа Каннского кинофестиваля Особый взгляд (Un Certain Regard) до сих пор вызывает трудности в идентификации. Так, русская пресса нередко путает её участников с фигурантами Конкурса (En Competition), или вообще старается не замечать этой программы, если на то нет обстоятельств патриотического толка. Однако, если в Особый взгляд попадает российская лента, то о ней начинают говорить как о каннском победителе, предвосхищая события, умалчивая разницу статусов и опуская частности. Важная проблема затененности Особого взгляда - информационная. Неизвестно по какой причине, но сведения о номинантах отсутствуют в разделе "Awards/Cannes_Film_Festival" глобального киноресурса imdb.com, который является мировым монополистом в области статистической информации о кино. На сайте указываются только победители и то внутри огромного количества каннских нерегламентных дипломов, без возможности поиска по секции. Увы, то, чего нет в imdb.com, как бы не существует в обиходе; зрители, в т.ч. журналисты, всё чаще ленятся прибегать к иным источникам информации. Случай с недостаточной информативностью на американском сайте обусловлен закономерностью: Особый взгляд находится вне арены светской хроники, в стороне от статусных показов, пышных мероприятий и дефиле тяжеловесов; здесь крутят кино для избранных.
В чём "особость"?
Особый взгляд как одна из шести официальных секций Каннского кинофестиваля занимает по значимости второе место после Конкурса, играя существенную роль в прогнозе новых течений, отсеивании талантов, выращивании звезд и моделировании стратегии фестиваля. Благодаря Особому взгляду Канн проверяет готовность того или иного художника выступить на главной арене. Конкурс, зажигающий звезды арт-мейнстрима, и легитимизирующий кратковременную победу национальных киношкол, представляет собой борьбу амбиций – коммерческих, в первую очередь, – поскольку направлен на развитие нишевого рынка. Именно рынок определил усложнение фестивального механизма многочисленными путаными подборками и параллельными форумами, которые организованы таким образом, чтобы в них нашлось место практически для любого фильма. Гала-премьеры, спецпоказы, ретроспективы, дебютные и студенческие панорамы разводят по этажам фестивальной лестницы новоиспеченный артхаус, голливудские блокбастеры, фонд отреставрированной классики, студенческие упражнения.
Особый взгляд держится особняком. В 1978 году Жиль Жакоб, в прошлом критик, заступает на пост художественного руководителя Каннского МКФ. В этом же году начинается реструктуризация его оргчасти. Программный аспект укрепляется созданием новой регламентной секции Особый взгляд, пул наград пополняется премией для дебютантов - Золотая камера. Сообщается, что функция Un Certain Regard будет заключаться в поддержке инновационных и оригинальных работ.
Однако можно предположить, что состав полнометражной части официальной программы (La selection officielle) Каннского МКФ был хитро подразделен на две категории: а) фильмы, снятые звездами фестивального истеблишмента; б) фильмы, снятые претендентами на замещение звезд. Состав Конкурса апеллирует к традиции, т.е. к тем параметрам качества, которые в прошлом удостоились положительной реакции рынка и экспертного сообщества ("талантливое", "ценное", "гениальное"). В этом смысле, подборка Особого взгляда не предрасполагает к априорному суждению и наименее предопределена традицией "ценного" и "гениального". Идеология секции подразумевает "свободный удар", проброс мяча в поле активной игры. Если фильм, прошедший в Особом взгляде, заинтересует специалистов (прессу, продюсеров, прокатчиков), автора ждет блестящее будущее; на нет и суда нет. Архив Особого взгляда полон безвестных картин, что, впрочем, лишь подогревает к ним интерес со стороны истинного искателя оригинальности. Любой каннский лауреат через 10 лет кажется представителем дремучей истории, не в силу своих художественных качеств (здесь у Канна всё в полном ажуре), а по причине изношенности продукта прессой и прокатом. В Особом взгляде ситуация другая. С радостью первооткрывателя ты обнаруживаешь задним числом, что некий авторитетный субъект впервые засветил свой талант именно здесь. Участники секции способны "выстрелить" в Конкурс в среднем через 3-5 лет.
4 страницы
1 2 3 4 
|
|
|
|