Лола Монтес - известная испанская танцовщица и авантюристка, в числе любовников которой были и великий композитор Ференц Лист и король Баварии. Макс Офюльс обратился к ее биографии, чтобы средствами кино представить ее жизнь, не как байолик, а как драматическую историю стремления к счастью маленькой девочки из Калькутты. Мартина Кароль играет роль и девочки-подростка и стареющей куртизанки, и благодаря особому стилю постановки, отчасти театрально-цирковому, своершенно не замечаешь возрастной разницы на экране. Постановка человеческой биографии - сложный жанр для искусства кино, и успехи на этом поприще млжно перечислить по пальцам. Сложно избежать линейности повествования и сопровождающей эту линейность скуки. Несмотря на изощренность пострения фильма через цирковое представление, где эпизоды жизни танцовщицы представлены в виде цироковых номеров и подкреплены флэшбеками, скуки Офюльсу избежать не удалось. Из пяти человек, начавших просмотр фильма одновоременно со мной, только мне удалось сохранить бодрствование к концу фильма. Но меня заворожили не столько перипетии биографии актрисы, сколько визуальная составляющая фильма. Пленка Eastmancolor (которая по цветовому решению очень напоминает всем известный Polaroid), особое движение камеры, которая позволяет Офюльсу прибегать к монтажу только в редких случаях, колонны и занавеси в виде рамки, которые усиливают схожесть с полароидными снимками - все это вместе оставляет удивительное визуальное впечатление. Фильм невероятно красив, и за эту полароидную красивость, умело скрывающую несущественное и выпукло выделяющую только главное, фильму можно простить одномерность сценария и отстутствие глубины.
Да, Офюльс не дотягивает до уровня его последователей, в число которых вошел Кубрик, который признавался, что Офюльс оказал на его становление значительное влияние. Его приемы, его находки уже позже были растиражированы другими режиссерами. Но фильм "Лола Монтес", мне кажется, был одним из первых попыток взглянуть на жизнь, как на бесконечный цирк, как на фарс, как на взлеты под купол и прыжки без страховки.
P.S - Лола Монтес вдохновила не только Макса Офюльса,
"Лулу" Пабста и "Голубой Ангел" Штернберга имеют в своей первоснове жизнь танцовщицы Лолы Монтес.