
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
2 февраля 2009
Владислав Шувалов
 Наступление женственности – это первое, что приходит в голову, когда обращаешься к творчеству Веры Хитиловой, одной из самых знаменитых в мире женщин-режиссеров. С первого фильма – дипломной работы Потолок /1962/ Хитилова зарекомендовала себя как художник, который будет рассказывать только о том, что сама видит, чувствует и понимает. Её фильмы были тревожными и провокационными, не укладывающимися в однозначное толкование. Длинная фильмография Веры Хитиловой может служить кинематографическим ответом на загадку женской природы – такой яркой и ветреной, завораживающей и невозможной, безапелляционной и неистовой, но всегда готовой к жертвенности и сочувствию.
1. Иная простота
Она родилась 02 февраля 1929 года в моравскосилезском городе Острава. Первые запасы угля были найдены здесь ещё двести лет назад, что обеспечило городу быстрый рост и перспективу индустриального развития. Город, который со временем станет центром металлургической промышленности Чехии, будут называть не иначе как "Стальное сердце страны".
Вера не сразу попала в кино – изучала философию и архитектуру в университете Брно, подрабатывала в чертежном бюро, на фотосессиях, наконец, на киностудии "Баррандов". Миловидная брюнетка славилась крутым нравом, вступая в споры с режиссерами и руководителями съёмок. Перед тем, как поступить на режиссерский факультет ФАМУ, Хитилова знала не понаслышке работу на съёмочной площадке, пройдя путь от "девушки с хлопушкой" до ассистента режиссера.
Уже в 30-летнем возрасте, сравнительно позже своих сверстников, Хитилова поступает в мастерскую одного из столпов отечественной кинематографии Отакара Вавры, который в конце 50-х предложил новую концепцию обучения и персональный отбор абитуриентов. Вавра полагал, что кинорежиссер должен быть всесторонне развитой личностью и делал упор не только на технологию кино, но и на философию, эстетику, историю искусства. Пражская киношкола (FAMU) была колыбелью будущих лидеров национального и мирового кино: вместе с Хитиловой учились Эвальд Шорм, Иржи Менцель, Ян Шмидт. Именно потоку 1959-1961 надлежало совершить переворот. Как водится, выпускники снимали в актуальной манере тех лет. "Синема верите" начала 60-х был калиткой в познавательный и светлый кинематограф, который фиксировал реальность с упором на ремесленные умения, а не на взнузданное дилетантство. Зоркий взгляд авторов цеплялся за любопытное и смешное, а не увязал в грязном и низком. Первая полнометражная лента Хитиловой – О чём-то ином /1963/ привлекла внимание к постановщице. Фильм был награжден главной премией на МКФ в Мангейме. Женщина-режиссер из социалистической части Европы посредством игрового и документального подхода в ироничном ключе рассказывала о двух своих сверстницах – известной гимнастке и неизвестной домохозяйке. История была построена воздушно и филигранно – на стыке смешных монтажных фраз (например, переклички одинаковых пластических движений, одно из которых встречалось в спортивном зале, другое - у кухонной плиты). Посредством игривого монтажа и легкомысленного вокального джаза Хитилова вносила новые краски в утомительное однообразие быта. Домохозяйка несколько раз достает из шкафа (и снова убирает в шкаф) одну и ту же кастрюлю, гимнастка оттачивает одни и те же движения. Спортсменка изнурительно тренируется, испытывает неудачи, превозмогает психологический барьер страха перед очередным снарядом. Её уговаривают тренеры, дрессируют, гипнотизируют, орут на неё. Мышцы не слушаются хозяйку, напоминают о себе старые травмы. В это время её неизвестная соотечественница весь день вертится как на "спортивном снаряде": провожает мужа на работу, выслушивая его нудение о том, что следует быть экономнее, занимается кухней, чистит квартиру (моет, убирает, пылесосит), воспитывает ребенка (кормит, успокаивает, сносит капризы), носится за продуктами. Все эти действия проговариваются столь тщательно, поскольку из этого и состоит фильм. Дебютантка оказывается чрезвычайно внимательной к мелким деталям, о которых вроде и не стоить говорить. Хитилова с первого фильма вписалась в авангард мирового кино – естественность повествования и в павильоне, и на натуре, отсылала к ещё не успевшей отгрохотать французской "новой волне", а акцент на женской доле привлекал внимание обществоведов и активисток нарождающегося феминизма. У Хитиловой недвусмысленно звучит: мужчина – прирожденный консерватор, какую бы социальную роль он не исполнял (мужа или тренера); будущее – за женщиной! Интересно, что органика бытовой комедии нисколько не потерялась, и по прошествии полвека фильм сохраняет свою свежесть и актуальность. Женщины по-прежнему прикованы к домашним заботам, а заодно, ставят рекорды на работе.
4 страницы
1 2 3 4 
|
|
|
|