
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
7 января 2009
Иван Денисов
 Огромный успех Абашири имел и не очень приятные для режиссёра последствия. Следующие несколько лет Ишии выпускал всё более раздражавшие и утомлявшие его продолжения. Зритель продолжал требовать приключений Такакуры, а на "Тоэй" не считали нужным менять постановщика. После десяти серий Ишии пошёл ва-банк и объявил продюсерам, что очередная часть Тюрьмы закончится смертью героя. На "Тоэй" всполошились. Всем были памятны смелые ходы Ишии в Банде Токио против банды Гонконга, поэтому в решительности намерений режиссера продюсеры не сомневались. Был достигнут компромисс: герой оставался в живых, но Ишии освобождался от дальнейших продолжений. Впереди были фильмы, после которых постановщик получит славу "кинодьявола" и "де Сада от кино" - именно эти фильмы и начнут создавать легенду Теруо Ишии.
В 1964 году великий Сейдзун Сузуки своими Вратами плоти не только поразил Японию своим талантом, но и показал, что сочетание секса и насилия могут быть основой для фильма, успешного как с точки зрения критиков, так и в отношении кассы. Врата были сделаны на "Никкацу", но в ситуации быстрее сориентировались на "Тоэй". Продюсер Кандзи Амао объявил о начале серии эротических лент, а Ишии выпало осваивать так называемую "порнолинию" ("poruno rosen", причём введение в японский язык слова "порно""poruno" приписывают как раз Ишии).
"Пыточная серия" или, если угодно, "серия эро-гуро" ("эротический гротеск") позволила Ишии отвлечься от криминального кино и "зайти максимально далеко в показе секса и насилия… мне самому было интересно, насколько я смогу раздвинуть рамки приличия". Выходившие в 68-69 годах ленты (самые известные из них - Сёгун и три тысячи женщин, Наслаждение пыткой, Оргии Эдо, Татуировщики из ада) отправляли зрителя в прошлое и состояли из новелл, описывавших разнообразные издевательства, чинимые преимущественно над красивыми и, как правило, обнажёнными женщинами. Естественно, Ишии сразу поставил себя вне закона для критиков, требовавших от кино светлых и улучшающих жизнь историй, но прибрёл массу поклонников по всему миру среди любителей цинично-изощрённого кино. Стоит процитировать не раз сотрудничавшего с Теруо-саном танцовщика и актёра Тацуми Хидзикату: "Интерес к эротике и всему гротескному всегда был неотъемлемой частью человеческой натуры. Ишии велик, потому что не боялся напоминать об этом и не реагировал на мнение критиков". "Эро-гуро" Ишии в руках заурядного постановщика стали бы утомительным набором однообразных аттракционов, но неповторимый визуальный дар режиссёра, равно как и его знание литературы и кино, придают этим жутковатым картинам самые неожиданные дополнительные измерения. Само собой разумеющиеся в фильмах Ишии динамичное действие и завораживающий изобразительный ряд дополняются отсылками к литературной (прежде всего рассказам Рюносуке Акутагавы и Эдогавы Рампо) и кинематографической (Расс Майер, Хершелл Гордон Льюис, Жорж Франжю) классике. Кроме того, здесь можно увидеть аллюзии на характерный для японского кино 60-х показ власти как враждебной обычному человеку силы. Одна из новелл Наслаждения пыткой (1968) о художнике, который черпает вдохновение в злодеяниях правительственного чиновника, к тому же прочитывается как издёвка над деятелями искусства, прислуживающими властям. А может быть, это циничное указание на то, что художникам необходимы именно порочные и жестокие стороны жизни для творчества? Крис Дежарден точно характеризует "пыточную серию" с её упоительным сочетанием красоты и уродства: "завораживающе жестокий пример исключительного таланта Ишии, отмеченный выдающейся кинематографической техникой". Влияние же "порнолинии" Теруо-сана легко проследить едва ли не во всех разновидностях "пинку эйга" (эротического кино) 70-90-х. Стремительный темп и незабываемый изобразительный ряд характерны для "pinky violence" "Тоэй" (фильмы Норифуми Сузуки или Ацуши Михори), а атмосфера тотальной жесткости и привлекательности обязательны для ‘violent pink" "Никкацу" (Ясухару Хасебе) и более поздних работ одного из "квартета королей эротики" Хисайасу Сато. И именно после успеха "пыточных фильмов" Ишии смог обратиться к давно задуманному проекту, дани уважения писателю Эдогаве Рампо.
Кошмарные уроды Эдогавы Рампо (1969) следуют традиции, заданной великим Адом Нобуо Накагавы – фильм ужасов должен подаваться через сюрреалистическую образность. Накагаве подражали более обласканные критикой Кането Синдо (Онибаба) и Масаки Кобаяши (Кайдан), но превзойти Нобуо-сана смог только Ишии (к слову, хороший знакомый Накагавы). Для Уродов Теруо-сан особенно тщательно проработал сценарий (вместе с регулярным соавтором Масахиро Какефудой) и мастерски свёл воедино сразу несколько рассказов знаменитого мастера детектива Рампо. По сюжету главный герой предпринимает опасное путешествие, чтобы разрешить несколько странных загадок и снять с себя обвинение в убийстве. Путешествие завершается на зловещем острове, где расположилось поселение вынесенных в заглавие уродов, и где все тайны будут раскрыты. Ишии не обманывает ожидания поклонников напряжённых триллеров, и своим талантом превращает фильм в некое обволокивающе-гипнотизирующее зрелище, словно погружая зрителя в транс и умело ведя его по лабиринтам таящихся в подсознании образов. Попутно режиссёр не отказывает себе в удовольствии точно цитировать не только японскую киноклассику (того же Накагаву), но и отсылать к экранизациям Острова доктора Моро Уэллса, Шоковому коридору Сэмюэла Фуллера и, конечно, к Уродам Тода Браунинга. В общем, у Ишии получается совершенный культовый фильм, сочетающий в себе множество жанров с изысканно-сюрреалистическим изобразительным рядом и, как следствие, избегающий определённой классификации. Кроме, разве что, определения - "шедевр".
Одна из сюжетных линий фильма посвящена планам главы колонии "кошмарных уродов" подчинить себе всех обычных людей, что сегодня воспринимается как сатирическое пророчество победившей политкорректности. Адепты политкорректности не раз предавали Ишии анафеме и, в конце концов, запретили Уродов к показу в Японии – что, в конечном итоге только усилило культ фильма по всему миру.
Даже в 1969 году боссы "Тоэй" рассудили, что после Кошмарных уродов режиссёру стоит отвлечься от работы на студии и передохнуть. Хотя долго без дела Ишии сидеть не пришлось. В том же 1969 его пригласили на "Никкацу", где искали замену недавно уволенному "визуалисту №1" Сейдзуну Сузуки. Ишии должен был сделать "нинкйо" трилогию Восставший дракон с популярной актрисой Хироко Оги. Режиссёр сделал первый фильм, Железная плоть восставшего дракона (международное прокатное название Дружелюбный убийца), но, несмотря на успех, быстро потерял интерес к проекту ("Жанр "нинкйо" меня никогда особенно не привлекал") и на постановку второй части, Нежная плоть восставшего дракона, отрядил своего ассистента Масами Кудзуо. Правда, Ишии вернулся для работы над третьей частью, тем более что к тому моменту Оги выбыла из трилогии, и её заменили новой звездой "Никкацу" Мейко Кадзи.
|
|
|