
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
|
28 декабря 2008
Ян Левченко
Мурнау родился в Билефельде в состоятельной семье фабриканта, изучал гуманитарные науки и искусства в Берлине и Гейдельберге, студентом совершал поездки в Альпы, упорно постигая связь мысли с ритмом горной ходьбы - чем не романтик! В Первую мировую молодой выпускник философского факультета прославленного Гейдельберга (там же перед войной учился Борис Пастернак) летал офицером еще юного Люфтваффе, не очень высоко, но все же воспаряя над первой в истории окопной войной, травящей солдат газами и добивающей штыковыми атаками на пулеметные дзоты. Мурнау терпел аварии, как все водители "этажерок", но ни разу не был сбит. Зато на всю оставшуюся жизнь увлекся техникой, уже на гражданке пристрастившись к автомобилям. В 1919 году, через год после возвращения с фронта, Мурнау знакомится с актером Конрадом Файдтом и снимает свою первую картину Мальчик в голубом, где раскрывается тема гибели аристократии, причем не с грубо социальных, но с мистических позиций. Такая трактовка имеет успех. В 1919 году конкуренция невысока. Еще не стихло эхо войны. Веймарская республика провозглашает демократические ценности, на деле оставаясь игрушкой в руках крупных банкиров, чьи сбережения выведены за границу и оттуда поступают на родину в виде грабительских займов. Народ никому не верит и толком не понимает, кто же из всех этих господ готов хоть чуть-чуть учитывать его интересы. При общем падении производства страдает и сфера культурных индустрий. Тем не менее, огромным спросом пользуются дешевые развлечения. В первую очередь, кино. Главное, чтобы были деньги, чтобы его сделать. У Мурнау они худо-бедно есть.Нельзя сказать, что предлагаемый им продукт отличается доступностью исполнения. Но ведь и Кабинет доктора Калигари, вопреки позднейшим утверждениям, не пользовался у германского зрителя ни малейшим успехом. Это была эстетская картина, безрезультатно пытавшаяся достучаться до сердец угрюмых пролетариев и подозрительных бюргеров. В смысле тяготения к примитивным комедиям и мракобесным патриотическим боевикам Германия начала 1920-х равно похожа на "маккартистскую" Америку конца 1940-х и "путинскую" Россию 2000-х. Экспрессионизм в кинематографе оказался в двойственном положении. С одной стороны, в плане выражения он был значительно доступнее своего живописного собрата. С другой стороны, его никак нельзя назвать "легкой версией" для масс. Сколько бы экспрессионистское кино ни маскировалось под бульварное чтиво, оно все равно оставалось его изящной стилизацией. Массовый зритель это безошибочно чувствует и никогда не прощает.
Тема гибели аристократии продолжилась в среднеметражных работах Мурнау Замок Фогельод и Горящий акр (обе 1920), также создающих мистическое настроение. Эти работы, а также следующий фильм Секрет Януса (1921), открывший ряд экранизаций повести Роберта Луиса Стивенсона "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" в мировом кино, сближаются со скандинавской школой, в частности, с Ночью мщения датчанина Беньямина Кристенсена и Призрачным возницей шведа Виктора Шестрема. В трактовке Мурнау сюжет о раздвоении личности невольно приобрел метафорические черты, отражая германское общество, отравленное двойными стандартами.В 1921 году Мурнау берется за экранизацию популярного романа Брэма Стокера "Дракула", слегка изменив сюжет по причине неспособности продюсерской компании купить слишком дорогие права на книжку. Мистический история вампира, живущего в неприступном замке и выходящего на ночную охоту, обернулся для экспрессионистов аллегорией правителя-оборотня и его неуправляемой власти. Многие не без оснований усматривают в экспрессионистских тревогах прозрения грядущего фашизма, хотя для таких прямолинейных заключений, которые обнаруживает Зигфрид Кракауэр в своей знаменитой "Психологической истории немецкого кино от Калигари до Гитлера", вряд ли были основания. Того же Мурнау волновали не столько конкретные параллели, сколько природа власти как таковой. Поставив перед собой вполне абстрактную задачу, режиссер снял мощную жанровую картину, надолго определившую пути развития жанра "хоррор", в том числе - и в отношении технических приемов киносъемки.
|
|
|