
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
8 декабря 2008
Иван Денисов
Шишидо называл Врата плоти лучшим из сделанного им в сотрудничестве с Сузуки. Его можно понять, хотя западные критики бОльшим вниманием наградили их совместный фильм 1967 года Отмеченный для убийства. Отмеченный действительно имеет заслуженный статус шедевра, но в 67-м он стоил работы на "Никкацу" Сузуки. Шишидо описывает картину так: "Великий фильм – но до сих пор никто не понял, про что он". Сейдзун-сан решился совместить гангстерский экшн с путешествием в помутнённое сознание главного героя, что привело к созданию выдающегося, однако очень сложного по форме произведения. Изобретательные огнестрельные феерии соседствуют с сюрреалистической образностью, а Шишидо как всегда впечатляющ и убедителен в роли Горо Ханады, "убийцы № 3". Любитель риса и красивых женщин Горо пытается возглавить иерархию наёмных убийц, но его участие в очередной операции по ликвидации приводит к постепенному помешательству и стиранию границ между реальностью и галлюцинациями. Зритель следует за героем в глубины безумия, а Шишидо точно воспроизводит трансформацию Горо от самоуверенного наёмника к потерявшему связь с повседневной жизнью параноику. Сузуки создавал соответствующую обстановку не только режиссёрским талантом, но и эксцентричным поведением на площадке. Например, перед съёмками эротической сцены раздавал всем присутствующим детские комиксы и объявлял: "Хочу, чтобы сцена выглядела как в мультфильме". Шишидо к манере постановщика привык, оттого в очередной раз точно вписался в мир единственного и неповторимого Сейдзун-сана, но последовавшая за выходом фильма скандальная история (президент "Никкацу" Кьюсаку Хори согласился с мнением, что Отмеченный для убийства никому не понятен и не согласился с тем, что это великий фильм – поэтому Сузуки был уволен) грозила обернуться неприятностями для актёра. Придавший его карьере нужное направление режиссёр невольно поставил эту карьеру под удар. К счастью для Шишидо, Отмеченный вышел именно в том году, когда "Никкацу" приготовила для звезды тройной бенефис. И если картина Сузуки провалилась, то вышедшие тогда же Оружие истребления Ясухару Хасебе и особенно Кольт – мой паспорт Такаши Номуры укрепили звёздный статус "аса Дзё".
Хасебе был ассистентом Сузуки и в своих фильмах старался следовать находкам наставника в области формы, но использовать их в более коммерческих целях, а заодно активно цитировать американское приключенческое кино. Поэтому он долгие годы оставался одним из ведущих профессионалов "Никкацу", хотя, конечно, не мог достичь уровня Сузуки. Оружие - один из первых фильмов Хасебе, добротный парафраз на темы "нуаров" и фильмов о мести, где у Шишидо были отличные партнёры Тацуя Фудзи и Хидеаки Нитани. Кольт же пополнил золотой фонд студии. Номура, с чьим умением использовать темы и мотивы западного кино Шишидо уже был знаком (вспомним Быстрого стрелка), ухитрился свести в единое целое японскую криминальную историю, элементы американских "нуаров" и французских "поляров", сделав изысканное экшн-зрелище. "Ас Дзё" снова сыграл наёмного убийцу, вынужденного скрываться после очередного дела. Кульминацией фильма стала блистательная перестрелка, выполненная на уровне гениального Сейдзун-сана, а Шишидо с его знанием американской и европейской киноклассики исполнил свою роль безукоризненно. Жестокий и обаятельный гангстер сыгран актёром на уровне его любимых Кэгни и Делона. Сам Шишидо именно Кольт называл своим лучшим боевиком. Из работ актёра конца 60-70-х я бы выделил две. В фильме Странствующий якудза: работа для плохих парней (1969) режиссёр Мио Эдзаки обыграл мотивы экшн-комедий Шишидо 1961 года и окружил "аса Дзё" суперзвёздными коллегами (Акира Кобаяши и новое открытие "Никкацу" Тецуя Ватари). А обретший уверенность в своих силах Хасебе снял Шишидо в своём лучшем "нуаре" Кровная вражда (1971). Актёр снова сыграл мстителя, вышедшего из тюрьмы якудза, который разбирается с набравшими силу за время его отсутствия врагами. Шишидо вновь блистателен в роли бескомпромиссного крутого парня, а его игра вместе с крепкой режиссурой Хасебе превращают Вражду в одно из последних достижений криминального кино от "Никкацу".
Начало 70-х, впрочем, стало не самым лучшим временем для студии. Набиравшая обороты на своих "якудза эйга" "Тоэй" определённо выигрывала конкурентную гонку. Так что на "Никкацу" был взят курс в сторону "пинку эйга", то есть эротического кино (на всякий случай добавлю, что решение менять курс именно таким образом принималось во многом благодаря успеху фильма Врата плоти, снятого изгнанным со студии Сузуки). Если ряд режиссёров предпочёл остаться и попробовать себя в новых условиях (тот же Хасебе), то большинству актёров студии такое изменение в политике пришлось не по нраву. В основном они уходили на "Тоэй", хотя при обилии собственных звёзд конкурирующая студия не спешила осыпать новоприбывших главными ролями. Тем не менее Кобаяши и Ватари отметились на "Тоэй" блистательными работами благодаря гениальному Киндзи Фукасаку. Кобаяши мастерски сыграл расчётливого босса якудза в нескольких сериях эпоса Фукасаку Бои без чести и жалости (1973-1974). А в пятой части великого сериала появился и наш герой. "Ас Дзё" сыграл неконтролируемого якудза Отомо, чья ярость и агрессивность внушают ужас даже его коллегам. Роль, во-первых, отсылала к жестоким персонажам, сыгранным актёром на "Никкацу", а во-вторых, стала своеобразной дуэлью с одним из "штатных безумцев "Тоэй", Сонни Чиба. Именно он играл этого героя во второй части Боёв, а Шишидо исполнял роль постаревшего, но не угомонившегося якудза. Думаю, можно объявить ничью: каждый их этих превосходных актёров привнёс свои краски в образ, поэтому Отомо остаётся одним из самых запоминающихся персонажей сериала. Можно считать, что он не только воспоминание о героях в исполнении Шишидо времён "Никкацу", но и олицетворение прямолинейных и упрямых представителей якудза старой школы, которым нет места среди безликих "корпоративных якудза".
Шишидо перебрался и в Новые бои без чести и жалости (1974). В первой части трилогии он исполнил роль полубезумного наёмника Такибану, который слушает не столько приказы якудза, сколько тараканов в своей голове. Персонаж кажется продолжением Горо из Отмеченного, но на сей раз Шишидо предпочитает сдержанную манеру игры, которая себя оправдывает. Рядом с импульсивными Бунтой Сугаварой или Томисабуро Вакаямой "ас Дзё" выглядит более уравновешенным, но не менее опасным. Поэтому второстепенная вроде бы роль становится украшением фильма. После заката "золотого века" японского кино в конце 70-х запоминающихся фильмов в карьере Шишидо почти не стало. Он снялся в трилогии Каидзо Хаяши Худшая пора моей жизниЛестница в далёкое прошлоеЛовушка (1994-1996). В этом "неонуаре" о сыщике Майку Хама (имя должно отсылать к Майку Хэммеру из романов Микки Спиллейна и их экранизаций) Шишидо играет наставника главного героя (Масатоши Нагасе), но предпочитает самопародийный подход, трактуя своего персонажа скорее в преувеличенно комедийной манере. Работал он и в картине Цветок и змея 2, о чём уже говорилось. Было много появлений на телевидении. В отличие от упоминавшегося Сугавары или самой удачливой "беглянки с "Никкацу" Мейко Кадзи, "ас Дзё" не отстраняется от современного японского кино и охотно использует любые способы оставаться в центре внимания. Поэтому он готов сняться в "пинку эйга", опубликовать книгу кулинарных рецептов, автобиографию ("Я начал её как hard-boiled novel, но потом предпочёл остановиться на более доверительной и интимной манере повествования…Скоро я возьмусь за второй том. И, кстати, не читайте автобиографию Акиры Кобаяши. Это работа не его, а какого-то журналиста, которого Кобаяши заставил слушать свои истории"). Шишидо не остановится даже перед тем, чтобы вызвать на поединок сумоиста: "Если мы начнём пить, то я загоню под стол любого борца". Поэтому интервьюеры не оставляют Шишидо в покое, а он только рад удивлять и подносить сюрпризы журналистам.
"Ас Дзё" неисправим.
3 страницы
1 2 3
|
|
|
|