
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
8 декабря 2008
Иван Денисов
 Пока же зрители и критики с нетерпением ожидали Подарок (сборы и рецензии показали, что они не обманулись в ожиданиях), продюсеры фильма Дэвид Копперфильд решали проблему, кем заменить Чарлза Лотона, который в версии Джорджа Кьюкора должен был играть Микобера, но выбыл с проекта. Книгочей и поклонник Диккенса Филдс был известен благодаря Грэму Грину, как "человек, более похожий на персонажей Диккенса, чем сами персонажи Диккенса". И поэтому актёр очень хотел принять участие в фильме. Возникла, правда, неожиданная проблема: Микобер в книге лысый, а Филдс старался избегать грима и изменений внешности. Помогла огромная библиотека актёра. Порывшись в ней, Великий Человек нашёл одно из первых иллюстрированных изданий "Копперфильда", где Микобер изображён с достаточным количеством волос. Спорить с библиографической редкостью продюсер Дейвид Селзник не решился, поэтому роль досталась Филдсу.
Кьюкор опасался своего Микобера, но любовь к Диккенсу взяла верх над независимым характером актёра. Филдс тщательно следовал тексту, а импровизации в движениях или действиях героя обычно согласовывал с режиссёром. Поэтому новость о том, что фильм будет сильно сокращён и во многом за счёт сцен с Микобером, он принял болезненно. Тем не менее премьера стала очень успешной, версию Кьюкора объявили образцом экранизаций Диккенса, а из актёров (в фильме играли Лайонел Бэрримор, Бэзил Рэтбоун, Морин О'Салливан) наибольших похвал удостоился как раз Филдс. Его комичного, трогательного и привлекательного персонажа называли центром всего фильма и воплощением "диккенсовского духа". Актёр объяснял свой успех просто: "Я всю жизнь играю Микобера, только под другими именами. Для меня это человек, который ждёт, что как-то выкрутится из своих неприятностей, но такое ожидание лишь вовлекает его в новые неприятности". По поводу же законченного фильма актёр высказался следующим образом: "У меня были прекрасные сцены, которые, увы, не попали в фильм…Но я горд самим фактом своего участия в этой картине".Сценарий Миссисипи (1935) к великой литературе вряд ли относился, хотя автор пьесы Бут Таркингтон был довольно популярным автором. Филдсу проект не показался интересным, но он всё же надеялся, что его приятель Эдвард Сазерленд придаст истории какую-то изюминку. Не вышло. Замысел продюсеров был чрезмерно расчётлив даже по голливудским меркам. В этой музыкальной комедийной мелодраме Филдс играл в паре с популярным Бингом Кросби. Наш герой должен был отвечать за комедию, а Кросби – за мелодраму (кстати, с комедийным даром у последнего тоже всё было в порядке – вспомните серию Дорога на… - но в Миссисипи этот дар остался невостребованным). Зрители такой подход приветствовали, но Филдс фильм очень не любил. К тому же после Миссисипи коллекция мифов об актёре пополнилась ещё одним: детоненавистник и мизантроп своим поведением тормозит съёмки. Доля истины в мифе имелась: Филдс на ходу переделывал сценарий фильма и не давал согласия на начало съёмочного дня, пока не получал более-менее пристойный результат. Но основные проблемы создавал вообще-то Кросби. Пока Филдс трудился над изменениями в сценарии, скучающий Бинг шёл на бега и пропадал там до вечера. Вот только для его звёздного образа такое поведение не подходило, поэтому его подвиги замалчивались. Филдсу же очередная легенда пошла скорее на пользу, так дополнила его портрет для публики.
После раздражающей работы над Миссисипи актёр вернулся к любимым темам выживания человека средних лет в окружении бытовых проблем и лишённых сочувствия родственников. Фильм Человек на летающей трапеции (1935) был основан на сценарии самого Филдса, а режиссёром стал Клайд Брукман, трагическая фигура в американской комедии. Бывший спортивный журналист стал автором классических лент с Ллойдом и Китоном (в частности, Генерал), но, в конце концов, оказался без работы и покончил с собой. Человек считается его последним фильмом, хотя это не совсем так. Как обычно, контроль на площадке принадлежал Филдсу, а проблемы Брукмана со здоровьем сделали Великого Человека практически официальным режиссёром (он, впрочем, себе не изменил и в титрах оставил имя автора Генерала). Сюжет Человека к названию не имеет ни малейшего отношения. Это история "эксперта по памяти" Эмброуза Волфингера, его злоключения дома с семьёй (в роли жены Кэтлин Хауард), на работе и в прочих неприятностях, сыплющихся на героя. Фильм опять становится серией очень смешных скетчей в духе Подарка, но, на мой взгляд, здесь Филдс демонстрирует даже большую раскованность, чем в хите 1934 года, а действие Человека движется гораздо быстрее. Да и сами комедийные эпизоды дозированы Великим Человеком умело, так что ни один скетч не кажется затянутым. Вот домочадцы посылают Волфингера в погреб, где пьяные грабители в компании с прибывшим полицейским исполняют песни хором на три голоса. Тот же стремится попасть в ванную, так как там спрятана его собственная бутылка, и заявляет: "Прежде всего мне надо почистить зубы" (Разумеется, заканчивается сцена тем, что Волфингер оказывается в погребе и превращает певческое трио в квартет). Вот герой хвалится перед родившимся в Канаде полицейским своим борцовским захватом: "Нет человека в США и Канаде, кто бы вырвался из него". Конечно, полицейский легко освобождается и укладывает на асфальт самого Волфингера, на что тот философски замечает: "Про Канаду я зря сказал". А впереди ещё встреча Волфингера с агрессивными патрульными, попытка попасть на борьбу, сославшись на смерть тёщи, и выяснение отношений с получающими соболезнования женой и самой тёщей (естественно, живой и здоровой). Повседневные бытовые кошмары никогда не были такими смешными, как у Филдса, а его Эмброуз заслуженно пополнил галерею лучших ролей актёра.
|
|
|