
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
|
|
2 октября 2008
Иван Денисов
 Любителей жестоких историй о женских тюрьмах Ито не разочаровывает. В фильме есть необходимые шоковые и эротические эпизоды (кстати, это едва ли не единственный фильм, для которого Кадзи согласилась обнажиться), а повороты сюжета держат в напряжении до самого финала. Но историю о мести режиссёр превращает в уникальное кинематографическое произведение, поражающее неповторимым визуальным рядом и радикальным настроением. Изобразительная сторона Заключённой гипнотизирует и завораживает при каждом просмотре. Мастерское использование света, зелёного и красного цветов (они олицетворяют месть и ненависть соответственно), умелый монтаж делают фильм путешествием в жуткий и полуреальный мир, вырваться живым из которого героиня может, лишь став жестокой мстительницей. Сцены вроде той, где Нами невозмутимо разбивает стеклянную дверь о лицо другой заключённой во время тюремной драки, вряд ли сделали героиню привлекательной, но Ито и Кадзи придали "Скорпиону" мифические пропорции, а внешние характеристики (пронзительный взгляд, чёрное одеяние) в совокупности с запоминающейся заглавной песней (в исполнении самой Кадзи) сделали Мацушиму едва ли не самой замечательной героиней японского кино.
Эффектная форма фильма не отвлекает от его главных тем. Заключённая 701 вобрала в себя разочарование японской кинематографа во власти, императоре, молодёжном движении 60-х и стала не только "песней ненависти", но и одой индивидуализму. Все организации в фильме вызывают только отвращение - будь то полиция, якудза или тюремные бунтарки. Лишь противостоящая всему обществу одиночка Нами выглядит цельной и сильной героиней. "Она говорит "нет" всему", - так описал героиню Ито в одном интервью и посоветовал зрителям следовать примеру Нами.
"Мы передавали характер и мысли героини визуальными, а не вербальными методами. Это была новая и радикальная концепция… Я думала, что одного фильма окажется достаточно" - так говорила великолепная Кадзи, но в последнем она ошиблась. Успех Заключённой потребовал продолжения. В том же 1972 был снят фильм Заключённая "Скорпион" - барак 41. Режиссёром вновь выступил Ито. На сей раз Нами, ставшая легендой и кошмаром для охранников и заключённых, совершает побег в компании разнообразных преступниц. Женщины попадают в загадочный город, словно на грани реальности и кошмарного сна, где их преследуют воспоминания о совершённых по разным причинам правонарушениях. Но полицейское преследование и встреча с прибывшими на отдых искателями сексуальных приключений заставляют вернуться к "привычной" жизни, которая ничуть не приятнее худшего кошмара. И в финале уцелевшая "Скорпион" в очередной раз выходит на тропу мести, чтобы расправиться с садистом-надзирателем.
По изобразительной изощрённости Барак 41 даже превосходит оригинал. Ито не раз отсылает нас к классическому Аду Нобуо Накагавы (тема обречённости человека на совершение неблаговидных действий и неизбежного наказания за них), но по изобретательности превосходит выдающегося мастера Накагаву. Другое дело, что визуальные изыски фильма слегка приглушают его радикальный настрой. В этом смысле первая часть казалась помощнее. В сиквеле же Ито избирает основными мишенями притеснение женщин в Японии и милитаристский национализм. Может, поэтому Барак так полюбился прежде всего западным критикам. Но кто снова ошеломляет и завораживает, так это Кадзи. Её игра при внешнем минимализме (здесь он за весь фильм произносит всего две фразы) не позволяет оторвать от актрисы глаза.
В третьей части, Заключённая "Скорпион" - звериный загон (1973) Ито вышел на пик формы. По ходу этой серии Нами продолжает скрываться после побега и спасается от одержимого полицейского. К тому же героине приходится столкнуться с бандой якудза-сутенёров. И, разумеется, месть "Скорпиона" настигнет всех. После Барака казалось, что Ито не превзойдёт себя по визуальным находкам. Ещё как превзошёл. Звериный загон превращён автором в коллекцию незабываемых образов и окончательное придание Кадзи-Нами статуса кинолегенды. Трудно выбрать наиболее показательный эпизод, но я упомяну сцену расправы над врачом-негодяем. Здесь Ито использует всего три цвета и оставляет насилие за кадром, но последовательное появление в кадре белого (стены, халат), красного (кровь) и чёрного (силуэт Нами за матовым стеклом) производят незабываемый эффект. Кадзи же не просто излучает смертельно опасное обаяние, но и проявляет незаурядный драматический талант. Вспомнить хотя бы момент, когда "Скорпион" узнаёт о предательстве своей невольной союзницы, которая выдала Нами полиции, опасаясь за жизни брата и своего будущего ребёнка. В глазах Кадзи разочарование сменяется сочувствием и почти облегчением: эту женщину жизнь не превратила в новую всесокрушающую мстительницу.
Враги у Нами всё те же - организации и группировки всех мастей. Заканчивается фильм срежиссированной "Скорпионом" схваткой полицейского и безумной женщины-якудза. Последнее, что видит умирающий детектив – презрительный взгляд Нами. Она снова победила систему.
|
|
|