
В программе ретроспективы первым стоит Садао Яманака – ныне один из самых признанных режиссеров довоенной Японии. Будучи отправлен на фронт в возрасте 28 лет, Яманака погиб в маньчжурской кампании, оставив после себя обширное творческое наследие - он успел создать школу сценарного мастерства, театральную труппу и 24 фильма, которые оказали серьезное влияние на творчество многих его современников и коллег. На данный момент принято считать, что из 24 фильмов Яманаки уцелело только три. Несколько лет назад все три, наконец, были изданы на DVD и о творчестве режиссера стало известно далеко за пределами Японии. 
В программу Музея Кино вошли две из трех сохранившихся картин Садао Яманаки – Сосюн Котияма и Человеческие чувства и бумажные шары. Каждая из них была снята на стыке жанров "дзидайгэки" (историческая драма) и "сомингэки" (комедийная драма про простых людей), что для своего времени было почти революционным шагом. Стоит заметить, что острый социальный дискурс пронизывал все творчество Яманаки; режиссер никогда открыто не провозглашал своих социалистских взглядов, но темы для его работ и регулярное сотрудничество с левацкой театральной труппой "Дзенсин-дза" не оставляют никаких сомнений в его политических пристрастиях.
Сосюн Котияма – вольная экранизация популярной пьесы театра кабуки про хитрого босса якудза, который ведет двойную жизнь на улицах Эдо. Днем этот человек – обычный монах, который поет священные песни и собирает у прохожих милостыню, ночью он - смелый главарь уличных налетчиков.  В центре фильма - история падения Котиямы и его помощника Хиротаро, впервые поставивших свои эмоции выше собственной безопасности.
Яманака прекрасно показывает ограниченность обстоятельств, в которых постоянно пребывают его герои. В них нет зеленых полей и бескрайних сельских пределов, которые открыты для персонажей героического кино; вместо них – всего лишь три или четыре городских квартала, за пределы которых его героям так и не удается никогда выйти. Лучше всего это заметно на примере Бумажных шаров,  действие которых ограничено одним жилым кварталом, где приходится влачить свое существование представителям различных социальных прослоек – ронину, парикмахеру, слепому массажисту, мелким якудза. Подобно мышам, оказавшимся в одной ловушке, они беспомощно наблюдают за трагедиями друг друга, не будучи в состоянии помочь друг другу или даже проявить сочувствие. 
Если рассматривать фильмы Яманаки с современных позиций, то они могут стать серьезным испытанием для любого зрителя. Несмотря на сильный эмоциональный потенциал,  Котияма, и Шары несут на себе сильный отпечаток давно ушедшей эпохи. Без дополнительной подготовки в них трудно почувствовать заряд той сильной кинетической энергии, который отличал японский кинематограф довоенной эпохи. 

Совсем иначе воспринимаются сегодня фильмы Хироси Симидзу.
Даже спустя 70 лет после своего выхода на большой экран его фильмы способны покорить сердце любого зрителя. Достаточно сказать, что свежий римейк его картины, которая будет показана в рамках фестиваля (Массажист и женщины), вышел на экраны Японии всего лишь три месяца назад (дословный римейк, снятый почти кадр в кадр одним из самых популярных независимых режиссеров современной Японии Кацухито Исии). 
Почему творчество Хироси Симидзу актуально и по сей день? Потому что он– самый "светлый" режиссер довоенной Японии В каталоге ретроспективы Симидзу, проведенной Музеем Кино в 2005 году, говорится о том, что "финалы его фильмов часто подчеркивают необходимость малых, личных действий ради усовершенствования общества".. Его авторские методы и по сей день вызывают восторг у молодых режиссеров. Они прекрасно помнят, что именно Симидзу был одним из первых кинематографистов, кто отказался от штатива и взял камеру в руки, чтобы работать с ней на натурных съемках. На протяжении всей своей карьеры Симидзу не любил декорации, не любил павильоны, а вместо полноценных сценариев предпочитал легкие воздушные экспромты. "Нам с Мидзогути приходится изо всех сил стараться, чтобы достичь того эффекта, который Хироси создает, почти шутя", - говорил Ясудзиро Одзу о своем старом товарище. 
Хироси Симидзу – главное "открытие" 2008 года для ценителей азиатского кино. До минувшей весны западные зрители не видели ни единого его фильма, пока студия "Сетику" не выпустила два основательных издания с его работами. Уверены, что к творчеству этого режиссера мы еще неоднократно вернемся на страницах нашего сайта и надеемся увидеть на последующих японских ретроспективах еще большее количество его работ - они этого, безусловно, заслужили.
В 1943 году Хироси Симидзу навсегда ушел со студии "Сетику", в стенах которой он проработал почти всю свою жизнь. Спустя пару месяцев после его ухода его младший сверстник Кейске Киносита выпустил в этих стенах свой первый полнометражный фильм. Дебют молодого режиссера был достаточно удачным, поэтому новые его фильмы не заставили себя ждать. Уже за третью работу Киносита был удостоен премии имени Садао Яманаки. Подобными невидимыми нитями накрепко связаны друг с другом все герои нашей ретроспективы.
		   				
		   				
		   				
		   				
		   				
						
							
								| 
	3 страницы
		
			1		2		3		   |