
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
18 сентября 2008
Владислав Шувалов
Третья игровая работа итальянского документалиста Роберто Росселлини вышла на экраны сразу по окончании Второй Мировой войны, став знаком нового художественного явления, поколебавшего основы мировой кинематографии. Фильм Рим - открытый город оказался предвестником той творческой ситуации, которая позволяла авторам честно заявить о своей позиции, явившись ориентиром для послевоенного кино, став образцом художественного и гражданского акта.
1. Реальность встречает своих героев
 Фильм снимался в естественных интерьерах, всякая искусственность была сведена Росселлини до минимума. Зритель видит на экране разрушенные дома римских кварталов, жителей города, ещё не оправившихся от тягот военного времени, оригинальные предметы быта, техники, военного обмундирования. В фильме участвовало немало статистов. В написание сценария внесли свою лепту действительные подпольщики и коммунисты, хотя основными авторами стали профессионалы: мастеровитый сценарист Серджо Амидеи, ставший на долгие годы соратником Росселини, и 24-хлетний карикатурист Федерико Феллини, ассистировавший Росселини-режиссеру. Первоначально Росселини планировал снять документальный фильм о расстрелянном священнике-антифашисте доне Морозини. Но впоследствии сама жизнь, накопившая несметный объём исторического материала, внесла коррективы в будущую картину, насыщая её фигурами, деталями и событиями. Документальный замысел превратился в широкомасштабное игровое полотно - первый в национальной киноистории фильм, посвященный годам фашистской оккупации и народному сопротивлению.
В практике международного правоведения "открытым городом" называется населенный пункт (как правило, это город, обладающий общепризнанным статусом культурного центра), который в условиях военного времени лишен оборонительных укреплений и военных объектов в целях сохранения от разрушения и вооруженного штурма. Такой город объявлялся незащищённым, "открытым".
Действие фильма происходит в 1944 году. В это время, которое в западной новейшей истории получило название "Итальянской кампании", на Италию как сателлита гитлеровской Германии усилилось давление союзников - США и Великобритании. После бомбардировок предместий Рима 24 июля 1943 года Большой фашистский совет принял решение об отставке Бенито Муссолини. Этот период римской истории характеризовался началом агонии для итальянского фашизма и суровым испытанием для его противников. Население Рима, оккупированного города, было ввергнуто в пучину ещё больших страданий – голода, лишений, арестов. Для выявления подпольщиков против римлян применялись акции устрашения. Несмотря на отстранение Муссолини от власти, продвижение союзнических войск по Италии шло медленно. Рим освободили 4 июня 1944 года. В итоге немецкой спецоперации Муссолини был отбит и основал оплот фашизма в северной части Италии. До начала мая 1945 года, когда германская армия в Италии капитулировала, на территории Аппенинского полуострова шли бои между Римом и Флоренцией.
…Фильм открывается сценой марширующих гитлеровцев по Пьяцца ди Спанья - самой знаменитой площади в Риме. Минуя подножье Испанской лестницы и фонтан в виде лодочки "Баркачча", взвод направляется к жилому дому для ареста подпольщика, руководителя комитета Национального освобождения Джино Манфреди. Фашисты ведут себя в Риме, как хозяева. На площади нет ни одного человека, тишину раннего утра нарушает немецкая речь и строевое пение, сигнализирующее римлянам о приближении опасности.
Героическая фигура священника-патриота была воплощена на экране сорокалетним Альдо Фабрици. До съёмок в Риме он несколько лет работал в мюзик-холле и снимался в комедиях, был достаточно известен. Росселлини видел в этой роли именно Фабрици, познакомившись с актёром через Федерико Феллини. Добродушный толстяк Фабрици как нельзя лучше подходил на роль безобидного человека. Его дон Пьетро Пелегрини, выполняя свой долг служителя церкви и помогая прихожанам пережить трудные дни, оказывается вовлечённым в деятельность итальянского Сопротивления. По замыслу авторов, в самой гуще мирских событий священник должен был остаться священником до конца, предстать фигурой, не примыкающей к какой-либо из сторон, и превыше всего почитать заветы Всевышнего. Дон Пьетро помогает нуждающимся, и поэтому в равной степени его расположением пользуются и коммунист (надо полагать, что и атеист) Манфреди, и дезертир из гитлеровской армии. Выбор священника в качестве наблюдателя и участника трагических событий мог быть сделан только в Италии, которая, по выражению Петра Вайля, "отдувается за католицизм перед всей Европой". Именно здесь священник может претендовать на звание народного героя. Религия в Италии - такая же часть общего и естественного ландшафта, как дружелюбное неаполитанское солнце и теплые морские воды, омывающие Капри. Тем не менее, священник – это представитель специфической части общества: человек, приближенный к Богу и обладающий особым статусом даже в оккупационном городе (например, на служителей церкви не распространялись чрезвычайные меры "комендантского часа"). Для простого народа представитель духовенства выступал тем нравственным мерилом, которым поверялся гражданский выбор. Подчёркнутая Росселлини особенность исторического момента заключалась в том, что человек, избравший путь антифашистской борьбы, вставал на богоугодный путь, а священник, приносящий себя в жертву во имя свободы своего народа, как бы повторял путь Христа.Вторым персонажем, оказавшим влияние на исторический успех Рима, стала Пина - обычная женщина, далёкая от политики, вдова, уставшая от войны, мать, на чьи плечи легло бремя семейной заботы в нелегкое время. Однако женщина не утратила надежды: уже в годы войны Пина полюбила своего соседа Франческо. У неё есть ребёнок, сорванец Марчелло. Ожидая ещё одного ребёнка, Пина и Франческо собираются обвенчаться. Ролью Пины легендарная актриса Анна Маньяни создала один из величайших образов мировой кинокультуры ХХ века – образ простой итальянки, немного грубой, страстной, горячей, поражающей естественностью, жизнелюбием и неистовой энергетикой. Впоследствии о природном темпераменте талантливой актрисы будут говорить именно так: "Она выглядит как Анна Маньяни", подразумевая, что актриса не играет, а живет на экране. Эта характеристика стала одной из высочайших оценок женского актёрского ремесла. К моменту съёмок фильма Анна Маньяни уже была известной актрисой: она сыграла у Витторио Де Сика в картине Тереза-Пятница (1941), а также вместе с Альдо Фабрици работала в фильме Марио Бонарда Кампо де Фьори (1943).
Но именно Рим - открытый город стал её звездным часом. Простодушная Пина стала живым воплощением средней итальянки — жизнерадостной, сентиментальной, влюбчивой, сумбурной, шумной, а сама актриса стала лицом итальянского неореализма. Впоследствии Анна Маньяни сыграла во многих фильмах этого направления. Высшими достижениями её артистической судьбы, наряду с "Римом", стала работа с двумя гениальными соотечественниками – Лукино Висконти и Пьером Паоло Пазолини. Благодаря неподдельной самобытности актриса органично вписывалась в любой обыденный контекст – даже названия фильмов вышеупомянутых итальянцев точно ложились на амплуа Маньяни и лучше любых оценочных реплик характеризовали её место в итальянском кино середины века – Самая красивая (1951) и Мама Рома (1962).
2 страницы
1 2 
|
|
|
|