
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
|
28 августа 2008
Виктор Зацепин
 В особой программе Венецианского фестиваля "Горизонты" представлены картины 23 режиссеров, фамилии которых для широкой публики пока что звучат, как незнакомая музыка. В древнем Риме было распространено гадание по птичьему полету. В наши дни обозреватели Синематеки решили поддержать эту римскую традицию, и, облачившись в одеяния авгуров, попробовали предсказать, кто из конкурсантов этой серии показов взлетит выше всех.
Одним из главных фаворитов конкурса молодых дарований является работающий в Штатах иранец Рамин Бахрани с фильмом Прощай, Соло. Фильм рассказывает о дружбе таксиста-сенегальца с 70-летним белым жителем американского юга – первый надеется отговорить последнего от планов свести счеты с жизнью. Бахрани считается восходящей звездой и уже довольно известен в Америке своими драмами о судьбах эмигрантов – его предыдущий фильм, Автомастерская, рассказывал о 16-летнем латиноамериканском гавроше и его борьбе за жизнь в трущобах Нью-Йорка.
Француз Филипп Гранрийе с фильмом Озеро - режиссер совершенно другого склада. Визуально экспериментальное и, судя по всему, не склонное к повествовательности кино Гранрийе вряд ли может рассчитывать на главный приз программы, однако замысловатые блуждания режиссера в поисках новой выразительности определенно могут произвести свежее впечатление. Для ряда дерзко мыслящих зрителей – это прекрасный шанс отодвинуть границу искусства кино еще глубже в дебри минимализма.
Франсис Хавьер Пасион, один из двух филиппинцев в программе "Горизонты", представил на конкурс картину Джей. Кино Филиппин реет над миром как новый фестивальный тренд (а то и как грозный призрак в виде 7-часового фильма другого филиппинца, Лава Диаза, предыдущая картина которого уже была отмечена Венецией-2007). В основе сюжета фильма Пасиона – история продюсера реалити-шоу, который вживается в роль убитого гомосексуалиста, чтобы, с одной стороны, найти и наказать виноватых, а с другой стороны – создать из этого художественное, или, как минимум, развлекательное произведение. Провокационность и сложный строй истории – два достаточных основания, чтобы заинтересоваться этой работой.
В документальной секции "Горизонтов" обращает на себя внимание еще один представитель США – Росс МакЭлви с фильмом В Парагвае. МакЭлви – режиссер с длинным послужным списком, профессор Гарварда, давно снимающий кино в документальной манере. Как пишут американские критики, МакЭлви весьма волнует вопрос о том, "существует ли что-то вне поля зрения камеры". Не исключено, что ему удалось разрешить этот вопрос в новом фильме, который является медитацией на тему парагвайской истории. Самый большой интерес для российских зрителей в этой программе может представлять конкурсный забег Михаила Калатозишвили с лентой-триумфатором "Кинотавра" Дикое поле. В интервью "Российской газете" режиссер говорил: "Я всей душой пытался сделать кино про счастливого человека, который живет там, где ему нравится жить, занимается тем делом, которое считает своим. И даже от потери своей любви, девушки, которая из той жизни приехала и снова уехала, особого потрясения не испытывает. Да она и уехала-то потому, что в его жизни уже не занимает столько места, а не из-за того, что не готова в этой степи и полуразрушенном доме с ним жить. Она понимает, что он настолько где-то там, в своем внутреннем путешествии, что и не догнать его". Завершая гадание, заметим, что на сложившемся горизонте событий победа российского режиссера с грузинской фамилией в Венеции стала бы самым добрым из всех возможных знаков.
|
|
|