
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
|
26 августа 2008
Эндрю Хортон
Кино Советской Молдавии
 Молдавский кинематограф стал трендом во времена хрущевской оттепели, в результате родилось целое направление – "молдавский поэтический фильм". Этот стиль сочетал романтику с реалистическими традициями советского кинопроизводства, что особенно сказалось на документальной кинопродукции. Среди режиссеров, заявивших о себе в это время – Эмиль Лотяну, Валериу Гажиу и Серафим Сака.
В годы застоя молдавские кинодеятели вынуждены были работать в более враждебных условиях, поскольку студии снова попали в тиски цензуры. Последуюшие политические изменения опять повлияли на кино, и в поздние 80-е молдавское кино бурно расцвело. За последнее десятилетие 20 века, впрочем, в стране было снято от силы 10 фильмов.
Молдавское кино выжило и в самые трудные времена, и примером тому фильм Лотяну Табор уходит в небо (1976) – картина, на которой, по большому счету, держится международная кинорепутация страны.
Фильм демонстрирует три мотива, важных для Молдавии: страсть, ландшафт и чувство инаковости. Картина поставлена по мотивам рассказов Горького и рассказывает об истории цыгана-конокрада Собара и его любви к девушке Раде. Очарование фильма в том, что он содержит экстраординарный градус любви к жизни во всех ее проявлениях и к свободе (особенно удивительно то, что этот фильм снимался в брежневские времена). Этот фильм – настоящая живопись настроения, и он сочетает яркость изображения с эпической и бессмертной историей обреченной любви.
Молдавские кинопроизводители вынуждены были работать по принципу ко-продукции, один из таких совместных проектов снял в 1992 году Валериу Ереги. В картине И будет так… (Si va fi...) российско-румынско-молдавского производства, снятой практически без диалогов, танковая часть преследует женщину и ребенка на фоне постапокалиптического пейзажа. Этот в большей степени символический, чем реалистичный фильм - как бы поэтический вопль отчаяния и плач о незвозможности избежать насилия даже на лоне природы.
Ландшафт и поэзия
Лучший из миров Сержиу Продана (Cea mai bun dintre lumi sau simpla zi toamna, 1990) во многом схож с предыдущим фильмом. Для создания драматического эффекта здесь также делается ставка на выжженный ландшафт и минималистичные диалоги. Четверо персонажей едут с разных концов страны в одно и то же место, но этот мир принимает их недружелюбно. Один из них едет на мотоцикле, другой на впряженном в телегу быке, третий и четвертый – на лошади, запряженной в повозку. Пересекая странную местность, они постоянно коротко встречаются друг с другом. Символизм фильма снова очевиден, но на этот раз история – о борьбе путешественников самих с собой, и со своими странными попутчиками, и речь не идет о противостоянии какой-то неправильно используемой силе.
Менее символична, но интересна по настроению и пейзажам картина Штефана Буличану Последняя роль - режиссер поставил фильм в местах, где он провел детство, и использовал осенний и зимний пейзаж в качестве декораций для истории о пост-советской бедности страны и деревенских обычаях.
Наиболее теплый прием европейской публики получили картины Тудора Татару, который по жизни сочетает профессии режиссера, продюсера, музыканта, винодела и бонвивана. Короткометражные работы Татару сатирически показывают осталость Молдавии, в то же время воздавая должное теплоте народной души.
В фильме Мош Ион в космосе пролетающая тарелка останавливается у крестьянина Иона, чтобы взять пробы молдавского вина, и в результате решает не уничтожать землю, как было предписано космической миссией. Картина Бродяжничество нежного демона излагает альтернативную версию истории Матиаса Руста, который, согласно Татару, во время своего знаменитого полета из Германии на Красную площадь сделал остановку на глухой молдавской ферме.
Тема гостей издалека раскрывается и в фильме Бочонок - здесь действие перемещается в Кишинев, в то время как сама картина, динамично развивающаяся комедия в стиле слэпстик, представляет собой все то же исследование народных привычек – и насмешку над деревенскими нравами городских жителей.
Молдаване, возможно, более поэтично настроены, чем их соседи румыны – румынская кинематография в большей степени заинтересована в изображении действительности такой, как она есть. В результате этого, значительно больше румынских фильмов прямо комментируют текущие общественные и политические явления.Одним из самых известных режиссеров Румынии является Раду Михайляну, чья картина Поезд жизни была отмечена призами многих фестивалей. Фильм повествует о жителях деревни, которые пытаются спастись от нацистского холокоста, купив поезд и сбежать на нем в землю обетованную. Михайляну – гражданин Франции, поэтому ему удавалось делать дорогостоящие и высококачественные проекты. Еще одна из его работ – Предательство (1994), также рассказывает о поисках надежды во времена гонений. Этот фильм – история румынского поэта и журналиста, который оказался в тюрьме в 50-е годы за фразу в своей заметке: "Румынский воздух еще чист – не загрязняйте его, товарищ Сталин".
Не имея другой возможности выйти на свободу, он заключает сделку со службистом, который завоевывает для него свободу в обмен на признание в вине. Сделка кажется невыгодной для службиста – журналисту не предлагают добывать информацию, не заставляют подписывать ложные показания. Его освобождают, вскоре он женится на своей секретарше, которую также освободили из заключения, ему разрешают публиковаться и тексты проходят мимо цензоров, что позволяет ему снискать лавры "Румынского Солженицына". Все же он хранит свой секрет в тайне, и несмотря на невинность бумаг, которые он подписывает, вскоре обнаруживается, что он морально ответственен за смерть своего друга - она произошла вледствие деятельности журналиста.
2 страницы
1 2 
|
|
|
|