
Иван Денисов
Обычно супергероев мы ассоциируем с комиксами, их экранизациями или стилизациями под эти экранизации. Но супергерои попали под каток леволиберального конформизма.
Читать далее
|
|
|
|
25 августа 2008
Владислав Шувалов
4. На своей стороне
 Подобно плавильному котлу, в душе любого иммигранта перемешиваются культурные базы, образуя новые мировоззренческие платформы. Акин переносит ощущение культурной интеграции на экран чуть ли не на композиционном уровне: его персонажи усложняют фабулу, перемещаясь в противоположных направлениях. В фильме "На другой стороне" турчанка нелегально приезжает в Германию, а успешный немецкий профессор её покидает, чтобы обосноваться в Турции. Вероятно, так режиссер видит баланс, фиксируя драматургический маршрут между пунктом отправления и прибытия, между бытом и мечтой, между тем местом, где мы есть, и тем местом, где хотели бы оказаться. В этом смысле, Акин каждый раз предлагает хэппи-энд, поддерживая персонажей в их попытке завершить путь и обрести желанную остановку. Это чувство, "прибытие в новый мир", Акин пронёс с детства. Когда его семья путешествовала по Турции на автомобиле, маленький Фатих впервые попал в Стамбул, который показался ему другим полюсом земли, полной противоположностью Гамбургу. С тех пор родная Германия и не менее родная Турция стали для него взаимодополняющими источниками вдохновения. Когда сцена не идёт в Германии, Акин пытается переложить её для турецких интерьеров, и наоборот. Акин, словно живописец, приобрёл сразу две палитры красок вместо одной. Усилив "колористические" возможности и почувствовав расширение изобразительного потенциала, ни от одной из "палитр" Акин уже не в силах отказаться. Стремление художника понятно: найти точный образ, который был бы верен авторскому замыслу и соответствовал бы времени и месту. Если резерв немецко-турецкой специфики исчерпан и не помогает, Акин прибегает к другим средствам, ведь для него (как режиссера, ориентированного на кино человеческих отношений) важно не повторяться в мелочах, избежать сюжетной стереотипности, чтобы не потерять зрителя. Когда Акина спросили, для какой цели он включил в фильм "На другой стороне" лесбийскую связь (проблематики сексуальных меньшинств он прежде не касался), режиссер остроумно отшутился. Он ответил, что если бы в Германию приехал турок, который влюблялся бы в немку, то это была бы тоска, а не фильм: избитая схема в духе "Кинг-Конга", когда волосатое существо прибывает в большой город и влюбляется в белую женщину. Акин может позволить себе шутить подобным образом, так как он в равной степени чувствует себя и немцем, и турком - толерантная интонация его фильмов в полной мере подтверждает принадлежность режиссера к обеим общностям.
Повышение международного интереса к творчеству Фатиха Акина обозначило перед ним новые перспективы. Как известно, пользующиеся популярностью немецкие режиссеры неминуемо ангажируются Голливудом (Вольфганг Петерсен, Роланд Эммерих, Оливер Хиршбигель, Роберт Швентке, Меннан Япо). Нет сомнений в том, что Фатих Акин тоже получал предложения из-за океана. Однако свой отказ он комментировал следующим образом: "Здесь я продюсирую, кого хочу, я пишу сценарии, о чём хочу, наконец, я снимаю то, что мне хочется; здесь я на передовой, а кем я буду там?" Но мировая популярность вносит свои коррективы – и вот Фатих Акин говорит, что глупо сопротивляться возможности поработать в Голливуде ("Если ты любишь кино, то ты найдешь, за что полюбить и Америку"). Акин участвует в сборном проекте "Нью-Йорк, я люблю тебя" (2008), снимая одну из виньеток альманаха. Сложно сказать, станет ли США его третьей родиной. Однако молодой человек, который к 34-м годам снял пять игровых фильмов и два документальных, а также снискал признание самых авторитетных кинофорумов, оказывается более рассудительным, чем это может показаться. После триумфа Головой о стену Акин снимает неигровой фильм, стараясь избежать нагнетания шумихи вокруг своего имени. После успеха На другой стороне Акин снова откладывает замыслы потенциально успешных игровых проектов, чтобы завершить документальный фильм (и снимаемый не где-то там, а в Турции). Мусорная свалка в райском саду (2009) посвящена санкционированному турецкими властями загрязнению природных уголков черноморского побережья. Иммунитет режиссера против кинокоммерции в высшей степени похвален. Хотя, с другой стороны, лидерство в области межкультурного диалога обязывает: кто ещё расскажет миру о произволе турецкой администрации и проявит внимание к местному населению, как не самый знаменитый в мире немецкий турок? 
4 страницы
1 2 3 4
|
|
|
|