
Иван Кислый
Неполным будет утверждение, что в Аире Вайда виртуозно соединил литературную основу с документалистикой. Нет, более того: он поставил под вопрос сосуществование жизни и кинематографа. Вайда спрашивает: перестает ли жизнь, заснятая на пленку, быть жизнью? И дает вполне однозначный ответ.
Читать далее
|
|
|
|
18 августа 2008
Иван Денисов
 Сестра Денёв, не менее прелестная Франсуаза Дорлеак, вообще сыграла свою лучшую роль именно у Поланского. При этом не в самом лучшем фильме. Речь идёт о Тупике 1966 года. Чёрная комедия на темы Беккета, Пинтера и Джона Хьюстона повествует о раненых гангстерах, которые прячутся в уединённом замке в компании его обитателей и ждут связи со своим загадочным боссом. Комедия - точно не жанр Поланского. Элементы чёрного и сюрреалистического юмора он вплетает в повествование умело, но грамотно выстроить полнометражную комедию он, к сожалению, не может. Тупик тянется бесконечно долго, повергая зрителя в скуку, а события на экране ну никак не желают ускоряться. Поэтому самым ярким явлением в фильме остаётся Дорлеак в роли бойкой и кокетливой жены владельца того самого замка. Очарование и энергия актрисы бьют ключом, а её соблазнительная героиня кажется противоположностью интровертной Кэрол-Денёв. Кто из сестёр талантливее - сказать трудно, трагическая смерть Дорлеак в 1967 году оборвала их интереснейшее соперничество, но в оставшейся столь короткой фильмографии обворожительной Франсуазы Тупике при всех недостатках остаётся самой запоминающейся ролью.
Следующим же фильмом Поланского стала снова комедия. На сей раз пародия на фильмы ужасов, прежде всего британской студии "Хэммер". Фильм 1967 года известен под двумя названиями: Бал вампиров и Неустрашимые убийцы вампиров, или извините, но ваши зубы у меня в шее". Второе, конечно, гораздо смешнее первого, но, что хуже, смешнее и самого фильма. Добротные вампирские истории от "Хэммер" (например, Дракула Теренса Фишера) были вполне благодатным материалом для пародии, но Поланский снова продемонстрировал неумение снимать комедию. Картина очень тяжеловесна и нетороплива, а штампы вампирского хоррора высмеяны не слишком ловко. Только Поланский-актёр более-менее помогает Поланскому-режиссёру. Не зря же Вайда видел в будущем постановщике интересного исполнителя.
В Убийцах вампиров Поланский играет помощника профессора Абронсиуса по имени Алфред, неуклюжего и робкого неудачника (роль самого профессора исполнил Джек Макгоуран). Этот дуэт путешествует по Трансильвании с целью истребления вурдалаков и вступается за очередную жертву кровососов, красавицу Сару. В дальнейшем Поланский демонстрирует неплохие задатки комического актёра, особенно в сценах, где Альфред спасается от домогательств вампира-гомосексуалиста или становится жертвой пополнившей ряды кровопийц Сары, поэтому его игра не позволяет фильму стать уж совсем скучным. Странно, но отзывы критиков были в основном очень благожелательны, а в 90-е Поланский даже поставил на сцене мюзикл по мотивам этого приобретшего культовую известность фильма.
Роль Сары сыграла актриса Шэрон Тейт. Не сказать, чтобы сыграла здорово, но её красоту и бесспорное обаяние в этой роли нельзя не отметить. Поланский полностью подпал под чары Тейт и в январе 1968 года женился на ней. Позже их короткий, продлившийся немногим больше года брак режиссёр назовёт самым счастливым периодом своей бурной жизни. Вместе с Тейт Поланский отправился в США, где сразу же вошёл в число ведущих постановщиков. Великий американский кинематограф, как и всякое великое явление, с трудом поддаётся анализу, но некоторые тенденции отметить можно. Например, успех режиссёров-выходцев из Центральной или Восточной Европы. Особенно если речь идёт о людях, перебравшихся в Штаты из Германии и Австрии в канун нацистского "бала вампиров", или о представителях стран "победившего социализма". Поэтому к голливудским классикам 30-40-х уровня Уильяма (Вильгельма) Дитерле и Фреда Циннеманна в 60-70-е добавились голливудские неоклассики Милош Форман и наш герой. У Поланского, конечно, за плечами был уже успех в Британии, но всё равно многие воспринимали его как счастливо спасшегося от коммунистического режима.
Поланский подходил для работы в США. Он ценил американскую культуру (известно его восхищение Элвисом Пресли, например), знал язык, мог стать своим на вечеринках и прочих увеселительных мероприятиях, наконец, умел свой стиль и оригинальный подход использовать для фильмов, которые не только вызывали восторг знатоков кино, но и приносили коммерческий успех. Первый голливудский опыт режиссёра, Ребёнок Розмари 1968 года (по роману Айры Левина) вообще стал этапным для жанра "хоррор" и открыл моду на поп-мистицизм, оставаясь при этом изобретательным и изысканным фильмом оригинального режиссёра. Любопытная перекличка времён: до Ребёнка самым знаменитым американским фильмом на "дьявольскую тему" был Всё, что продаётся/Дьявол и Дэниэл Уэбстер упоминавшегося эмигранта Дитерле (1941). Пусть даже та картина была драмой, тогда как Поланский избрал жанр фильма ужасов. Впрочем, не всё так просто с Ребёнком Розмари. История вроде бы мистическая и ужасающая – самовлюблённый актёр (Джон Кассаветес) соглашается отдать свою жену сектантам-сатанистам, чтобы она зачала и выносила сына дьявола, в обмен на удачную карьеру. Но, нагнетая ужас, превращая обычный американский дом с доброжелательными соседями в филиал ада на Земле, где милейшие люди с одного этажа оказываются слугами врага рода человеческого, Поланский предлагает трактовать свой фильм и как психопатологическую драму. Происходит ли всё это в реальности или остаётся кошмаром переживающей из-за беременности молодой женщины? И если принять первый вариант, то почему в мировой культуре так заботятся о человеке, продавшем душу дьяволу, но мало внимания уделяют тому, какими страданиями это может обернуться для его близких? Многослойность Ребёнка Розмари и делает фильм ближе к работе Дитерле, а не к искусным, но более простым поздним образцам поп-мистицизма вроде Изгоняющего дьявола Уильяма Фридкина.
Главную роль в картине сыграла Миа Фэрроу, но актриса, надо признать, всё же теряется на фоне колоритных исполнителей второплановых ролей и режиссёрских построений Поланского. Хотя до встречи с Вуди Алленом ничего заметней она не сыграла.
|
|
|