Разумеется, игра Сугавары в
Уличном гангстере или
Боях вызывает только восхищение. Хотя моя любимая роль Сугавары у Фукасаку – это детектив Куно в фильме
Полицейские против бандитов (1975). Один из самых мрачных фильмов Императора Киндзи повествует о полицейском, попавшем в центр войны кланов и своих коррумпированных начальников, и в конечном итоге картина ставит знак равенства между служителями закона и его нарушителями. В жестокой и динамичной ленте Сугавара демонстрирует не просто эмоционально сыгранную личную трагедию своего героя, но и интереснейший парафраз образа сыщика из "нуара". Напомню, что классический детектив литературного и кинематографического "нуара" обычно защищён внешней бронёй показного цинизма и уверен, что повидал все возможные мерзости человечества. Однако события, в которые ему предстоит окунуться, как правило, демонстрируют детективу совсем ужасающие картины низости и предательства. Вот и Куно уверен, что дружба с якудза и внешнее следование полицейской иерархии при циничных ухватках бывалого сыщика обеспечат ему хоть какое-то спокойствие. Но вероломство друзей-преступников и безграничная коррумпированность полицейского аппарата уничтожают детектива как морально, так и физически. Сугавара мастерски передаёт трагедию человека, чей мир рушится, и герой бессилен что-либо изменить. И даже выплески бешеной энергии здесь выглядят агонией затравленного зверя. Феноменальная работа, по эмоциональности не знающая себе равных.
Если посмотреть на фильмографию Сугавары 70-х, то количеству сделанных им в ту пору фильмов можно только поразиться. Не все картины были уровня шедевров Фукасаку, но Бунта всегда работал с полной самоотдачей. Не забывал он и о других верных "сообщниках". Регулярно снимался у Накадзимы и Н.Сузуки. Накадзима вообще нашёл себя в "дзицуроку" и вошёл в "большую тройку" поджанра вместе с Фукасаку и Дзюнья Сато. Изощрённостью великого Киндзи он, может, и не обладал, но его жёсткие и жестокие гангстерские ленты поддерживали высокий уровень якудза эйга 70-х. Именно Накадзима снял впечатляющую трилогию
Крёстный отец Японии (1977-1978), где эпический размах и кровавые батальные сцены помогали анализировать разрушающее явление якудза на личность. Снимать подобный проект без Бунты было немыслимо, поэтому Сугавара в трилогии присутствует. Особенно актёр хорош в заключительной части, где играет прикованного к креслу свирепого гангстера. Не утративший буйности нрава герой и в кресле остаётся опасным безумцем, наводящим ужас на сообщников и врагов.
Напротив, Норифуми Сузуки с богатым опытом работы над "нинкйо" в новом поджанре места себе не видел. Но никак не потерялся на "Тоэй". В 70-е Сузуки отметился визуально изысканными эротико-приключенческими лентами зачастую анархической направленности (вроде
Секса и ярости). А в 1975 году он запустил серию
Дальнобойщики. Не самая большая художественная удача Норифуми-сана, серия тем не менее стала популярной и продолжалась до 1979 года (всего снято десять фильмов). Главные роли исполнили Кинья Айкава и наш герой, Бунта Сугавара. Развлекательная смесь приключений и комедийных ситуаций была возможностью передохнуть от жестокости "дзицуроку", и Сугавара охотно ей воспользовался.
Вообще же в конце 70-х актёр странным образом оказался на месте своего героя Хироно. Тот, как вы помните, разочаровался в кодексе якудза, а Сугавара стал чувствовать неудовлетворение и разочарование в кинематографе. "Фукасаку пытался изменить наше кино, но этого оказалось недостаточно", - объявил Бунта. Наступивший тогда же и продолжающийся по сей день кризис японского кино только подтвердил его правоту. Даже неожиданный всплеск активности Фукасаку, Ишии и С. Сузуки на рубеже веков, давший нам такие блистательные ленты, как
Королевская битва,
Неудачник и
Пистолетная опера соответственно, не изменил положения и только лишний раз подтвердил правоту Сугавары. Прав актёр оказался и в своём недовольстве образовательной системой Японии. Много шума наделала история, когда Сугавара забрал сына из школы и занялся его домашним обучением. Результатом стало то, что Сугавара-младший поступил в университет с рекордно высокими баллами. Недоучившийся студент Бунта оказался классным педагогом. И говорили в 80-е о его педагогическом успехе больше, чем о ролях. Нет, Сугавара снимался, но гораздо меньше и без особого энтузиазма.
Примерно то же наблюдалось в 90-е, наблюдается и сейчас. Актёра можно увидеть в каком-нибудь престижном проекте, например,
Дора-Хейта Кона Итикавы (2000), где в небольшой роли он начисто переигрывает звезду фильма, Кодзи Якушо (отличного актёра, кстати). Можно наблюдать, как он - одновременно с самоиронией и сентиментальностью - обыгрывает образ "не стареющего душой" якудза в картине
Мой дедушка Йоичи Хигаши (2003). Можно услышать его голос в популярных анимационных фильмах
Унесённые призраками Хаяо Миядзаки (2001) или
Сказания Земноморья Горо Миядзаки (2006). Но сам актёр предпочитает говорить о фильмах и друзьях 60-70-х. Он остаётся верен им. Например, в 2003 оказался от всех дел и проектов, чтобы быть рядом с умирающим Фукасаку. До сих пор именует Андо (которого давно обошёл по популярности) "Андо-сан". Бунта не стремится постоянно быть в центре внимания, не жалует телевидение и редко даёт интервью. Зачем ему это? Он и так суперзвезда.
Суперзвезда до такой степени, что в малочисленных интервью уверенно может высказывать своё мнение, не думая о возможной реакции. Якудза эйга? "Жанр умер, когда я ушёл из него". Засилье американского кино? "У них много плохих фильмов, но они всегда будут снимать и отличные ленты. Американское кино подобно реке, которая никогда не пересохнет. А наше кино пересохло". Поподробнее о современном состоянии японской киноиндустрии? "У Фукасаку был фильм
Кладбище чести. Так вот, наше кино – это кладбище фильмов".
И кто рискнёт спорить с самим "бешеным псом якудза эйга"?