
Антон Сазонов
Профессиональный фигурист Андрей Грязев ворвался в мир кино одним прыжком. Антону Сазонову стихийно талантливый режиссер рассказал о том, какое место в его жизни занимают фигурное катание и кино, как он находит героев для своих фильмов и что собирается делать дальше.
Читать далее
|
|
|
|
27 июля 2008
 Вы не собираетесь задавать мне концептуальных вопросов, правда?
Все книги, большинство статей, что я читал о Вас - все очень концептуальны.
Да, но это не моя заслуга.
Я-то думал, что мне положено задавать подобные вопросы.
Нет. Черт возьми, нет. Это - мои... [Он содрогнулся.] Это то, что я больше всего ненавижу.
Действительно? У меня тут все эти вопросы, вписанные в форму, которая, я полагал, могла бы нам понадобиться. Все как на подбор, словно вопросы на защите дипломной работы при окончании философского факультета.
Правда в том, что я всегда чувствовал себя пойманным в ловушку, пришпиленным и загнанным вопросами подобного рода.
Вопросы вроде [читаю свои записи]: "Ваш первый полнометражный фильм, Страх и желание, в 1953, был о группе солдат, оставшихся в тылу врага в безымянной войне; Спартак содержал батальные сцены; Тропы славы были обвинительным актом против войны и, в особенности, против генералов, что вели ее; и Доктор Стрейнджлав был самой черной комедией о случайной ядерной войне. Каким образом Цельнометаллическая оболочка довершает ваши изыскания на тему войны? И довершает ли?"
Да-да, те самые вопросы.
Вы понимаете, что за всем этим словоблудием скрывается вопрос: "О чем на самом деле этот новый фильм?"
Вот именно. И на этот вопрос почти невозможно ответить, особенно когда ты пробыл так долго и так глубоко внутри фильма. Некоторые требуют подытоживающее резюме на пять строчек. Вроде того, что можно в журналах прочесть. Они хотят чтоб ты сказал: "Это история двойственности человека и двуличности правительств". [достаточно хорошее описание подтекста Цельнометаллической оболочки, кстати]. Я слышал, некоторые пытаются таки дать пятистрочное резюме, но если у фильма есть хоть какое-то нутро, то, чтобы вы не писали в пяти строках, смысл правильно передан не будет, обычно такое описание не соответствует правде и принудительно упрощено: правда слишком многогранна, чтобы быть отраженной в пятистрочном резюме. Если работа удалась, все что о ней можно сказать, обычно неуместно.
Не знаю. Возможно, это тщеславие - идея, что работа больше, чем способность человека описать ее. Некоторые умеют давать интервью. Они очень хитры и аккуратно обходят эту ненавистную концептуальность. Феллини хорош, его интервью очень занимательны. Он только отпускает шутки и говорит всякие нелепые вещи, а вы понимаете, что на самом деле он говорит не об этом.
Я имею в виду, что даю интервью, чтобы помочь продвижению фильма, и полагаю, что они действительно помогают, так что жаловаться не на что. Но это не… это… это трудно.
Давайте тогда поговорим о музыке в Цельнометаллической оболочке. Я был удивлен выбором музыки в паре случаев. Например, "These Boots Are Made for Walkin'" Нэнси Синатра. Какое значение у этой песни?
Это была музыка того периода. Операция Тэт была в 68-м году. Если не сглаживать углов, после 68-го музыкой уже ничего не назовешь.
Я не говорю, что выбор музыки не соответствует времени. Просто мне кажется, что музыка, которая была бы ближе к контексту, это нечто вроде, ну, Джимми Хендрикса, Джима Моррисона.
Но музыка была действительно связана со сценой. Мы перебрали списки лучших хитов за период с 1962 по 1968 год. Мы искали интересный трек, который был бы созвучен с той сценой. Мы пробовали много песен. Иногда динамический диапазон музыки был слишком широким, делая невозможной работу с диалогом. В определенный момент музыка должна была уступить место речи, а если единственное что слышно - это басы, такой подход не сработает в контексте кино. А что? Вам не нравится "These Boots Are Made for Walkin'"?
Из музыки к фильму, должен признаться, я более неравнодушен к Sam the Sham's "Wooly Bully", одной из самых великих записей всех времен и народов. И еще к "Surfin' Bird". Великолепная вещь, не так ли?
Сцена напомнила мне фильм Доктор Стрэйнджлав в том моменте, где самолет заправляется в воздухе той длинной, вульгарного вида трубой, а музыка на заднем плане - "Try a Little Tenderness". Или космический вальс из Одиссеи, когда корабль медленно плывет в космосе, пока играет "The Blue Danube". Вот, а в Цельнометаллической оболочке у Вас вертолет и "Surfin' Bird".
В музыке к этой сцене мне нравится то, что она передает ощущение эйфории после сражения, которая появляется на лице морпеха, когда он стреляет в людей, выбегающих из здания: он пропускает первых четырех, чуток пережидает, затем поражает следующих двоих. И это потрясающее выражение на его лице, выражение блаженного удовольствия, описание которого можно встретить в массе рассказов о сражениях. И вот у него такое выражение лица, и вдруг начинает играть музыка, едут танки, и десантируются морские пехотинцы. Выбор отнюдь не был произволен.
|
|
|