
Александр Шпагин
Удивительная лента. Сегодня она воспринимается как внятная, просчитанная аллюзия на те события, которые происходили в реальности. Здесь впервые осмыслена романтическая утопия, которой грезили шестидесятники, - та, что в итоге напоролась на каменную стену, упавшую на весь советский мир после чехословацких событий 68-го. И это был конец свободы.
Читать далее
|
|
|
|
12 июля 2008
Иван Денисов
Забудьте Дженнифер Лопес
 И Селму Хайек. И кого там ещё принято сегодня считать воплощением латиноамериканской сексуальности. Нет, воплощение латиноамериканской сексуальности на все времена – это Франческа "Киттен" Нэвидад. Мексиканская красавица с огромным набором титулов разных конкурсов красоты и впечатляющей карьерой в области всё тех же экзотических танцев познакомилась с РМ благодаря Шари Юбэнк. Киттен было на тот момент уже под тридцать, но детская непосредственность её не покидала. Эта непосредственность и отсутствие стыдливости при первой встрече могли шокировать, но обаяние Нэвидад и её неподдельная доброжелательность очаровывали всех. Не устоял и Майер, позволив энергичной Киттен ввергнуть себя в пучины южноамериканских страстей. А некоторые впечатления от этой самой пучины перенести на экран. После второплановой роли в Будь на высоте! РМ сделал фильм "для Киттен", который получил название Под долиной ультра-мегер (1979).
К сценарию вновь был привлечён Роджер Эберт, но если диалоги и отдельные ситуации выписаны здорово, то выстраиванием сюжета Расс и Роджер себя не утруждали. История повествует о попытках жительницы маленького городка, нимфоманки Лавонии, исцелить мужа от пристрастия к извращённым формам секса. Её усилиям помогают или мешают разнообразные оригиналы, населяющие городок, от секс-проповедницы с радио до непременного Бормана, а заканчивается всё полной победой энергичной Лавонии.
Это не Супермегеры, конечно, но фильм гораздо лучше, чем Будь на высоте!. Безумные (и безумно смешные) эпизоды стремительно сменяют друг друга в неповторимом монтажном вихре РМ : прямая радиотрансляция "чудесного сексуального исцеления", "симфония для вибратора, калькулятора и сверчков" (по описанию самого РМ, но лучше такое увидеть) и "мультяшные" потасовки, в которых побеждённые истекают кровью всех цветов радуги. Комедийный эффект усиливает и фигура рассказчика. Воплощение "синего воротничка США" (регулярно снимавшийся у РМ Стюарт Ланкастер) обстоятельно комментирует происходящее, не упуская возможности подглядывать за подвигами Лавонии. Ближе к финалу ему приходится отвлечься от роли: обнаруживается, что четырнадцатилетний сын рассказчика и сам погряз в глубинах декаданса и извращений. Ланкастер произносит бессмертную фразу "Сынок, если ты хочешь дожить до пятнадцати, то извлеки из женщины то недоразумение, которое ты считаешь своим членом, и учись у папы, как это делается" и приступает к образованию подрастающего поколения ("женщину" играет Уши Дигард, кстати). Функцию же комментатора берёт на себя сам РМ, пусть и озвученный Джоном Фёрлонгом. Он размышляет о характерах героев, обнаруживает, что съёмочная группа устала и давно ушла ("Ну их – я и один справлюсь"), а потом просит не отходить далеко от экранов, так как скоро снимет Челюсти мегеры. На том уморительные полтора часа Ультра-мегер и завершаются. И никто ещё не знал, что завершается и кинокарьера самого Расса Майера.
Едва ли не самая смешная сатира на американскую глубинку из всех существующих словно закольцовывает первые фильмы Расса с финалом его творчества. Будто бы драмы вроде Лорны пересказываются в виде анекдота "аморальным мистером Тизом", а яркость цветов и эксцентричность происходящего превращает увиденное в подобие предсмертной галлюцинации героя, например, Мёда из грязи. При этом Рассу уже не нужны раздражители как во времена Супермегер. Несерьёзность и циничность мировосприятия становятся своего рода творческой философией.
Восторгавшиеся Супермегерами критики на сей раз предпочли поворчать. Времена менялись, приходила пора семейного кино, оттого издевательская манера Расса казалась уже неактуальной. "Выдержать его стиль становится уже невозможно", - писал даже поклонник РМ Дэйв Керр. К счастью, талантливые режиссёры на критиков внимания не обращали и весьма активно и умело цитировали Ультра-мегер. Безумный городок перекочевал в фильмы Линча и в конце концов стал называться Твин Пикс/Двойные Вершины (да и название позаимствовано у РМ: мелькал у него такой указатель в одном раннем фильме, к тому же одержимость Расса женскими "двойными вершинами" всем известна). Гомерически же смешную сцену в офисе врача-гомосексуалиста, пытающегося излечить главного героя радикальным способом на фоне страстных объятий Лавонии и медсестры, очень ловко перефразировал Тарантино в эпизоде с садистами-извращенцами из Криминального чтива. И это только самые очевидные примеры.
Уже упоминал, что смачным "камео" в Ультра-мегерах отметилась Уши. На месте в фильме оказалась и Джун Мэк. Эту труженицу секс-индустрии и "профессиональную госпожу" Расс нашёл по объявлению в газете. Мэк внушала благоговейный восторг Эберту (по его признанию), а на экране умело воплотила мечту/кошмар белого мужчины: необъятную и ненасытную чернокожую фурию. Увы, вскоре после завершения работы над фильмом Мэк погибла в перестрелке, получив пулю, предназначавшуюся её любовнику-наркодилеру.
Но центром Ультра-мегер остаётся всё равно Киттен. Каждый кадр Майера преисполнен восхищения красотой Нэвидад. А сама актриса вовсю резвится на киноплёнке: она в постоянном движении, танцует, бегает, хихикает, тараторит на английском и испанском, в общем, излучает такую энергию, что не полюбить её невозможно. В реальной жизни Нэвидад вела себя примерно также. Немолодому уже Рассу становилось всё труднее выдерживать её темперамент. Киттен же не желала меняться. То она окружала Майера любовью и заботой, то пылко требовала нормальной семьи и детей, то охотно флиртовала с молодыми актёрами. Вскоре дело дошло и до шумных, "латиноамериканских", выяснений отношений. Соседи Расса получали от них особое удовольствие, так как Киттен предпочитала разговаривать а) на улице и б) будучи совершенно голой. Майер и Нэвидад сходились и расходились несколько раз, но когда разрыв стал вроде окончательным, то Киттен столкнулась с полным набором проблем "бывшей звезды РМ". Маленькие роли в мейнстриме, работа в порнокино, депрессия, алкоголизм. Но и полный набор проблем столкнулся не с кем-то, а с Суперженщиной Расса Майера. Киттен преодолела депрессию и избавилась от алкоголизма, хотя настоящий кошмар эту маленькую и добрую красавицу ждал во второй половине 90-х. Диагноз "рак груди" может лишить энергии и сил кого угодно. И здесь снова появился Расс. Он взялся оплачивать расходы на операцию и лечение, а заодно оформил Киттен своей "личной ассистенткой", чтобы дать ей возможность иметь постоянный источник доходов. И Нэвидад снова оказалась сильнее. Она одолела и онкологическую мерзость.
Сегодня Киттен предпочитает общество кошек и собаки людям. Но когда журналисты находят её для интервью, то неизменно подпадают под неподдающееся годам и испытаниям обаяние Нэвидад. И я могу только выразить восхищение этой замечательной женщиной.
|
|
|