
Елена Сибирцева
Авторы фильмов Шультес и Охотник режиссер Бакур Бакурадзе и соавтор сценариев Наиля Малахова – о кинообразовании вообще и своем обучении во ВГИКе в частности.
Читать далее
|
|
|
|
|
12 июля 2008
Иван Денисов
Cкандинавский идеал
 Неустрашимый РМ боялся одного: потери рассудка. Безумие сестры и ослабевавший с годами рассудок матери этот страх только усиливали. К концу 90-х кошмар Майера приобретёт реальные очертания, но некоторые странности в поведении и творчестве отмечались и раньше. Трилогия сюрреалистических секс-комедий второй половины 70-х, выпущенная компанией Расса "РМ Филмз Интернешнл", многим биографам видится одним из признаком грядущих проблем с психикой. Но Супермегерам, например, такое кинобезумие идёт только на пользу. И если лучшими фильмами РМ обычно считают Киску и По ту сторону…, то к самым любимым чаще других относят именно эту работу.
Супемегеры (1975) – это возвращение РМ к темам секса и насилия. Фильм, в котором двадцать пятым кадром отчётливо читается "FUCK YOU". Переживший творческий и личный кризис сценарист-режиссёр-оператор-монтажёр Майер выплёскивает всю свою ярость, выбрав для кинопредприятия безостановочный темп эксцентрической анимации.
Возвращения Майера ждали. Поэтому появление сержанта Майера при сигаре и кольте 45 калибра, в компании верных соратников и красивых актрис на любимой пустынной натуре ("Люблю пустыню – там можно умереть") обещало много интересного. Ожидания оправдались с лихвой. Супермегеры принесли внушительный доход и вызвали удивительный энтузиазм критиков. Коктейль из чёрной желчи и визуальной карамели пришёлся по вкусу всем. "Самое ошеломительное воплощение войны полов", "Майер – лучший комедийный режиссёр современности", "Майер – достойный преемник Фрэнка Тэшлина", "Фильм напоминает об анимационных шедеврах Чака Джонса и Текса Эйвери". Сняв с позиций стороннего наблюдателя едва ли не ключевой фильм 60-х, По ту сторону долины кукол, язвительный и циничный после серии личных разочарований РМ поставил новый шедевр - на сей раз ключевой для "разочарованных 70-х". Самого Майера положительная реакция не удивила. В кульминации Супермегер обильно используется динамит, и режиссер рассказывал, что после одного предварительного просмотра "ко мне подбежала зрительница и истерически посоветовала засунуть динамитную шашку себе в задницу… я понял, что фильм удался".
Сексуальная Одиссея 1975 повествует о злоключениях обычного среднеамериканского гражданина Клинта Рэмзи. Живёт он себе где-то в маленьком городишке, работает на бензоколонке Мартина Бормана (старина Марти неплохо выглядит для погибшего лютой смертью в фильме По ту сторону долины кукол) да мается от неумеренных аппетитов красотки-жены по имени СуперАнгел (изрядной стервы, кстати). Но вот свирепый убийца расправляется с СуперАнгелом, а подозреваемый в преступлении Клинт ударяется в бега. В странствиях ему встречаются сплошь суперкрасотки и суперстервы, постоянно ставящие жизнь Клинта в опасность, и лишь встреча с СуперМегерой, точной копией жены, но доброй и заботливой девушкой, приносит спокойствие. Впрочем, нет, предстоит ещё финальный бой с убийцей СуперАнгела, который выследил героя. (Думаю, вы заметили, что имена главных героинь являют полные противоположности их характерам).
Если перечислять все находки РМ, проносящиеся перед глазами за бешеные 105 минут экранного времени, пришлось бы пересказывать фильм по кадру. И то не передашь того восторга, вызывает надругательство над правилами кино, чувствами и эмоциями. Здесь в автопогоне белый отец преследует чёрную дочь, изъясняясь с ней языком жестов (субтитры прилагаются), голая телефонная операторша работает, сидя на железнодорожном полотне посреди пустыни, а финальную схватку сопровождает неповторимый набор поп-классики в саундтреке. Подбор музыки Майером вообще поражает, так как самые неожиданные мелодии придают абсурдистскому действию атмосферу полной за- и беспредельности.
Супемегеры высмеивают образ всепобеждающего наивного простака. Незатейливый как грабли Клинт подан безвольной марионеткой, которую перебрасывают друг другу самоуверенные красавицы-амазонки. Но глумливый Расс не щадит и себя, и свой кинематограф. Например, в фильме есть свой "грязный Гарри", полицейский Гарри Следж (в феерическом исполнении Чарлза Нэйпира). Вроде бы он воплощает всё, с чем ассоциируют самого РМ: крутой парень при сигаре и 45 калибре, воплощение правого консерватизма и мастер циничных реплик. Однако в Супермегерах Гарри является главным негодяем, убийцей, а в придачу ещё и импотентом, скрывающим свою ущербность внешней крутизной. Такой насмешки над образом "мачо" в мировом кино, пожалуй, не было. Фильм насыщен и самопародийными отсылками. Все беды Клинта начинаются после встречи с СуперЛорной (в исполнении Кристи Хартбёрг, правда), а среди женщин на его пути попадается и СуперХаджи (в исполнении самой СуперХаджи).
Хаджи нашла Рассу и исполнительницу главных ролей. Смешливая брюнетка Шари Юбэнк сыграла, надо заметить, очень здорово. Обеим героиням она подобрала точную индивидуальную характеристику. Поэтому упивающаяся своей стервозностью и движущаяся с кошачьей грацией СуперАнгел - действительно полная противоположность доброжелательной и вечно куда-то семенящей на бесконечно длинных ногах СуперМегере.
Но я бы особое внимание обратил на другую актрису. В одном эпизоде Клинту даёт убежище немолодой фермер и знакомит его с выписанной из Австрии женой СуперСоул/СуперДушой ("её настоящее имя я не научился выговаривать"). Уши Дигард в этой роли чувствует издевательскую сущность кинематографа РМ и передаёт её на всех уровнях восприятия. Обворожительная блондинка с лишающим сна бюстом явно веселится в кадре, наслаждаясь созданием на экране комедийно преувеличенного образа "идеальной среднеевропейской женщины". СуперСоул облачена в коротенькое тирольское платьице, которое выставляет все её достоинства напоказ, всегда готова его снять, в моменты страсти переходит на немецкий, а на приказы мужа по домашнему хозяйству отдаёт честь и отвечает "Jawohl!"
Уши Дигард - вообще одна из самых замечательных женщин, сотрудничавших с Рассом. В биографии её разобраться не легче, чем в огромном списке кинопсевдонимов. Например, по общепринятой версии Уши родилась и выросла в Швеции, однако есть данные, что родилась она всё в США, а потом с родителями уехала в Швецию, но сама не говорит об этом, дабы не разрушать имидж "стопроцентно скандинавской секс-бомбы". В чём можно быть уверенным - так это в том, что Дигард на момент возвращения/прибытия в Штаты обладала не только сверхъестественной фигурой, но ещё и незаурядным интеллектом, эрудицией (знающие ею люди уверяют, что нет книги, которую бы Уши не читала) и знанием девяти языков. Одно время Дигард даже работала профессиональной переводчицей, но потом предпочла более эротическую работу. Почему? Пути господни неисповедимы. Полагаю, так Уши ответила бы на всех известных ей девяти языках, а многие коллеги с ней только согласились бы (например, бывшая университетская преподавательница литературы, а ныне преуспевающая порнодеятельница Дана Весполи).
В мир РМ Уши попала ещё в 1969 году. Майер тогда снимал дань уважения своему любимому Дону Сигелу, криминально-эротическую ленту Хэрри, Черри и Ракель. Актриса Линда Эштон вела с Рассом затяжную войну, то обвиняя его в посягательстве на жизнь и здоровье своих комнатных собачек, то в использовании неправильного объектива ("чтобы лучше снимать мои интимные органы, когда я не слежу за ним"), а потом просто ушла с картины. Чтобы доснять фильм до нужного хронометража, РМ призвал недавнюю знакомую Уши и дал ей роль героини по имени (вы уже поняли) Соул. Играть особенно не надо было, достаточно было покрасоваться перед камерой. Связности и без того плохо прописанному фильму это не прибавило, но эффектности прибавило безусловно. Поэтому Дигард появилась в Семи минутах, сыграла лучшую свою роль в Супермегерах, а потом повторила её в эпизоде-камео фильма Под долиной ультра-мегер.
РМ высоко ценил Уши, даже не столько за внешность, сколько за интеллект и умение общаться с людьми. Как и Хаджи, она стала "своим парнем" в его мире (в её случае это звучит ещё абсурднее). Уши, например, соглашалась сопровождать Лидию Майер в поездке по Германии, и была незаменима в качестве ассистента продюсера на двух следующих лентах Майера.
Правда, быть посредником между тираном РМ и съёмочной группой для Дигард оказалось гораздо сложнее, чем обнажаться перед камерой. Во время работы над картиной Будь на высоте! она выполняла все просьбы Расса, включая такие, как поиск похитителя завтрака РМ (им оказался окрестный енот). А на съёмках Ультра-мегер Расс настолько извёл её постоянно меняющимися просьбами, что только скандинавская ответственность не позволила Дигард бросить работу и уйти с картины.
"По ту сторону РМ" Дигард попробовала себя в порнокино времён "порношика 80-х", а когда ей всё это наскучило, то Уши вернулась к тому, с чего и начинала – спокойной жизни в кругу семьи и книг в небольшом городке. Только уже не шведском, а американском.
Приостановимся на фильме Будь на высоте! (1976) - он запомнился только происками прожорливого енота. С художественной точки зрения это, конечно, разочарование, особенно после Супермегер. РМ пытается воспроизвести сюрреалистически-сатирическую стилистику предыдущего фильма, но история о сексуальных извращенцах небольшого города, где обретается живой и здоровый, пусть слегка постаревший Гитлер, превращается в рыхлый набор однообразных гэгов. Даже фирменный монтаж Расса не срабатывает. Запоминается только зажигательный пролог, где стремительно даётся представление всех основных персонажей, которых камера застаёт в самые компрометирующие моменты.
Мишень своей насмешки РМ сузил. Очевидно, что с позиций "здорового американского секса" он высмеивает пришедший из Европы интерес к фильмам на садомазохистские и гомосексуальные темы, отразившийся, например, в работах "РМ восточного побережья", Рэдли Мецгера (Образ). Но реализация идеи бесспорно хромает. Самая смешная шутка осталась за кадром. РМ в рекламных целях опубликовал написанную им же положительную рецензию на фильм за подписью "независимого критика Мартина Бормана", что лишний раз напоминает об оригинальном чувстве Майера, которого фильму Будь на высоте как раз недостаёт.
Солировала в фильме Рэйвен де ла Круа (настоящее имя ненамного короче: Линн Кристи Энн Мартин). Очередная представительница мира экзотических танцев (заодно писательница, экстрасенс и обладательница духовного сана) впечатляла, конечно, немалой привлекательностью и с большой симпатией относилась к Майеру, но мы поговорим о другой актрисе. Исполнительнице небольшой роли, чьей функцией было комментировать происходящее на экране.
|
|
|