Стукач ознаменовал переход Мельвиля от традиционной "чёрной серии" к криминальному кино - более сложному и используемому для размышлений над важными темами. Кроме этого, в
Стукаче уже отчетливо заметен стиль постановщика, намеченный в таких лентах, как
Боб - прожигатель жизни и
Двое в Манхэттене.
Несколько слов о сюжете. Морис Фогель (Реджани) выходит из тюрьмы и первым делом мстит давнему недругу. Расправившись с Жильбером, он прячет награбленное и берётся за планирование нового дела. Помощь Фогелю и его подельнику Реми оказывает Сильен (Бельмондо), известный связями с полицией. Но ограбление срывается, Реми гибнет, а раненый Фогель попадает в тюрьму. Фогель винит в случившемся Сильена и готовит его убийство с помощью наёмника Керна. Тем временем Сильен проводит собственное расследование и выходит на подружку Фогеля Терезу (Анси). Расправившись с осведомительницей, Сильен добирается и до главных организаторов ограбления, крупных гангстеров. Тем временем освободившийся Фогель узнаёт, что его предала Тереза и пытается остановить Керна. Но изменить ход событий уже невозможно, и неминуемая встреча Фогеля, Сильена и Керна ничем хорошим точно не завершится.
Даже из краткого пересказа видно, что сюжет картины весьма запутан, каждый из персонажей ведёт свою игру разобраться в хитросплетении интриг не так-то легко. Свою игру ведут и авторы. Уже название подразумевает множество толкований, так как "doulos" может означать "шляпа" (элемент гардероба едва ли не всех персонажей), может -"стукач", а знающим французский – может напомнить о слове "douleur" ("боль") и настроить на соответствующее настроение фильма. Ставшие визитной карточкой Мельвиля эффектные эпиграфы тоже берут своё начало здесь, как и умение режиссёра-сценариста редактировать их на своё усмотрение.
Стукача открывает цитата из Селина "Выбор прост: солги или умри". Окончание фразы писателя ("Я выбираю жизнь") Мельвиль оставил за кадром.
Сюжет же строится так, чтобы каждый очередной поворот сбивал зрителя с толку. Недаром синефил Тарантино, пересмотревший тысячи фильмов, считает сценарий
Стукач непревзойдённым по умению выстраивать историю. Даже ответ на ключевой вопрос "кто же доносчик?" хотя и дан, но вызовет у внимательного зрителя сомнения (Мельвиль их только подогревал своей репликой "Нет доказательств предательства Терезы. Мы просто узнаём версию Сильена"). И прихотливая структура фильма вместе с гипнотизирующим ритмом Мельвиля создают тот непередаваемый эффект, который и станет называться "кинематографом Мельвиля". Сюда же стоит добавить тщательно воссозданный Париж преступников и полицейских, который уже знаком нам по
Бобу, но приобретает куда более зловещий и при этом чарующий облик в объективе оператора Николя Айе. Мастерство Мельвиля в постановке сцен действия, одновременно реалистичных и захватывающих, налицо и здесь - прежде всего в финальной схватке, хотя и по ходу фильма гурманам "экшн" будет на что посмотреть. А, продолжая тему реализма, не переходящего в документалистику, я отметил бы сценарные доработки Мельвиля, который свёл к минимуму сленговую речь героев Пьера Лесу. Тем самым своих гангстеров он превращает в узнаваемых, но никак не сошедших со страниц хроники. Они – часть его киномира, а не "полицейской газеты".
Не мог Мельвиль напомнить о своей любви к американскому кино (эпизод с Бельмондо и лошадью напоминает схожий эпизод с Стерлингом Хейденом из
Асфальтовых джунглей), и, как уже говорилось, именно со
Стукача режиссёр стал использовать поляр для размышления о своих постоянных темах. Наверное, одиночеству героев он уделяет здесь меньше внимания. Эта тема ещё не так заметна за поворотами сложного сюжета. Но непременное для поляров Мельвиля ощущение обречённости и неизбежного поражения героев впервые так зримо передано именно в
Стукаче.
Помогает Мельвилю и актёрский состав, прежде всего Бельмондо. Не сказать, чтобы их отношения были безоблачными, но играл актёр у Мельвиля здорово. В
Стукаче он чуть приглушил свою обычную манеру исполнения, что усилило драматизм роли. Думаю, что черты Сильена можно найти едва ли не во всех героях, сыгранных Бельмондо в полярах. Авантюрист, чья игра с преступниками и полицейскими зашла слишком далеко, но который не может её остановить, даже осознавая свою обречённость. И, хотя Мельвиль остался не слишком доволен финалом (он хотел, чтобы смертельно раненый Сильен звонил в полицию), здесь я с мэтром не согласен. Мельвиль и Бельмондо в концовке
Стукача показали нам "прекрасную смерть" для любого героя поляра. Так и должно быть: получить пулю и убить врага, а потом позвонить любимой девушке со словами - "Сегодня я не приду".