Для начала напомню : Робин Уильямс – это отличный актёр, который последние лет 15 чередой слащавых комедий\мелодрам и малоубедительных драм\триллеров пытается зрителей в этом разуверить. Так что Уильямс из «Доброе утро, Вьетнам» или «Мира по Гарпу» почти забыт. А комик-хулиган, которого боятся приглашать ведущие «прайм-тайм шоу» из-за его рискованного юмора, у нас вообще неизвестен. Поэтому интересующимся его творчеством и ещё не разочаровавшимся в Уильямсе рекомендую запись его стендап 2002 года “Robin Williams – Live on Broadway”. Здесь комик «возвращается к корням», к ранним успехам на эстрадном поприще, и делает это блестяще.
Основы «стендапа» заложили, как известно, писатели Уорд и Твен. Так что уровень современного комика определяется точным сочетанием литературной основы и мастерского исполнения. Для Уильямса второе важнее. Его тексты не столь убийственно афористичны, как у Билла Маэра, и не столь изощрённы, как у Дилана Морана. Уильямс делает упор на «физический юмор» и имеет на то полное право. Почти 100 минут потрясающего по энергетике выступления тому подтверждение. Идеи актёра очень забавны, а уж воплощение само собой. Уильямс (не юноша, прямо скажем) метеором носится по сцене, не переставая выстреливать шутки и репризы, переходя на импровизацию и перескакивая с акцента на акцент (кто помнит его фильмы, не удивятся, что и без русского акцента не обошлось). Актёр изображает все виды спорта (после его трактовки фигурного катания вы не сможете смотреть этот вид спорта без смеха), особенности поведения 50-летнего пациента и его врача, пародирует армейский инструктаж (на память о своих годах уклонения от службы и в знак уважения к похожему скетчу его любимого «Монти Пайтона»), рассуждает о религиях, искусственных бюстах, предстаёт в образе южноамериканского футбольного комментатора (вынужденного комментировать гольф) и антиамерикански настроенного француза («Пошли вы, янки!...Что? Там немцы? Эй, американцы, вернитесь, мы любим США"), разумеется, издевается над политиками всех стран и мастей, а заканчивает демонстративно непристойной (и гомерически смешной) картинкой «мачо, измученный куннилингусом». Has to be seen to be believed.
Хотя Маэра я цитирую чаще, но и некоторые шутки Уильямса запоминаются. «Я побаиваюсь швейцарской армии – у них в ножах есть штопор для дорогих вин», «Из-за виагры стариков вынуждены хоронить в открытых гробах», «Доктор, у меня мешки под глазами. – Мадам, это ваша силиконовая грудь», «Пуритан выгнали из Англии за аскетизм…Даже не верится…Они привезли в Новый Свет прелести цивилизации вроде сифилиса, а индейцы встретили их сокровищами национальной культуры вроде табака. Пожалуй, ничья», «Сейчас у всех есть атомные бомбы. У русских тоже, хотя они не знают где», «Праведного мусульманина на том свете ждут семьдесят девственниц…Хм. Мне и с одной бы трудно пришлось». На ту же тему, но непереводимо : «Бен Ладен может попасть на небе и встретить Джорджа Вашингтона с ребятами…Hey, where are my seventy virgins? – Wrong translation, pal. It says “seventy virginIANS”. И так далее.
В общем, отличная работа классного комика. Повторюсь, мне из живых классиков стендапа пока больше по душе Моран и Маэр (к нему я скоро вернусь), но шоу Уильямса тоже доставляет немало удовольствия. В любом случае, у нас явление stand up comedy по большому счёту отсутствовало и продолжает отсутствовать. То есть отличные сатирики и юмористы были, превосходные актёры тоже, а вот того, что делает классного стендап исполнителя не было. Да и сейчас нет. Так, поделки и бледные копии. Может, отдельные авторы вне мейнстрима. Всё. Легко понять – со свободой в отечественной культуре вообще всегда было плохо, а с необходимой для настоящего комедийного автора-исполнителя свободой внутренней ещё хуже. В общем, что есть, то есть. Ищем спасения у Морана, Маэра и Уильямса.